Инструкция: как купить ОСАГО онлайн — Александр Быкадоров

Инструкция: как купить ОСАГО онлайн

Владельцы автомобилей наконец-то избавятся от необходимости ходить в офис и общаться с надоедливыми страховыми агентами. С 1 января 2017 года все страховые компании обязаны предоставить автовладельцам возможность покупать полис ОСАГО онлайн. Рассказываем, как это работает и что делать в случае возникновения ошибок.

Что изменилось?

Вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые обязали все страховые компании на этом рынке запустить на своих сайтах онлайн-продажу полисов. Ранее страховщики предоставляли такую возможность по желанию.

К тому же раньше оформить свой первый полис ОСАГО или купить страховку на новую машину онлайн было невозможно. Теперь же услуга доступна и водителям-новичкам, и владельцам нового автомобиля.

Как это работает?

Процедура покупки ОСАГО онлайн в электронном виде состоит из пяти шагов.

1. Выбрать страховую компанию и зайти на её сайт.

Мы советуем выбирать страховую по двум основным критериям – цена и уровень обслуживания.

Разница в стоимости полиса для одной и той же машины в разных компаниях может достигать 20%, поэтому имеет смысл сравнить цены перед покупкой полиса. Сделать это можно с помощью нашего калькулятора ОСАГО.

Апонять, насколько быстро и справедливо страховая выплачивает компенсацию в случае аварии можно с помощью нашего Рейтинга страховых компаний.

2. Создать личный кабинет.

Кабинет создается на сайте выбранной вами страховой. Для этого нужно указать фамилию, имя, отчество, паспортные данные, дату рождения и контакты (e-mail и/или номер телефона). После регистрации должно прийти сообщение с паролем от личного кабинета.

3. Заполнить заявление на оформление ОСАГО в электронном виде.

Для этого потребуются данные паспорта, водительского удостоверения, ПТС и диагностической карты о прохождении ТО, свидетельства о регистрации.

По сути заявление – это стандартная анкета, в которой указываются все те же сведения, что и при покупке полиса в офисе страховщика: ФИО, адрес проживания, дата рождения, паспортные данные, серия и номер водительского удостоверения, стаж вождения, марка, модель и категория автомобиля, год выпуска, мощность двигателя, VIN-номер, номер и дата выдачи ПТС, диагностической карты о прохождении ТО, период использования ОСАГО и данные о водителях, которые будут также допущены к управлению.

 

Только если в офисе за клиента всё заполняет сотрудник компании или страховой брокер, то при покупке в личном кабинете – сам автовладелец, что, как показывает практика, вызывает некоторое недовольство у страхователей.

Страховая компания сверяет все указанные клиентом данные онлайн через единую автоматизированную информационную систему по ОСАГО (АИС ОСАГО). Её ведёт Российский союз автостраховщиков (РСА). В базе хранится информация о владельцах авто и их транспортных средствах, о предыдущих полисах, страховых случаях, скидках за безаварийную езду.

После заполнения заявления страховая компания производит расчёт стоимости полиса.

4. Оплатить полис.

Страховщики обязаны принимать банковские карты. Другие способы оплаты (например, с помощью электронных денег) возможны по желанию самой компании. Можно заплатить и наличными, но тогда придётся идти в банк или офис страховщика, но это как-то ломает всю логику е-полиса. Оплаченная страховка отправляется на адрес электронной почты клиента и дополнительно размещается в личном кабинете.

5. Распечатать полис и возить его с собой.

«Чтобы избежать каких-либо недоразумений при проверке документов сотрудниками ГИБДД на дорогах – например, если инспектор по техническим или иным причинам не сможет проверить по базе РСА подлинность электронного полиса – рекомендуется иметь при себе распечатанный вариант е-полиса», – объясняет директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Белов.

Как решать проблемы?

1. Не получается купить полис 

Проблемы с покупкой полиса могут возникнуть по нескольким причинам. Во-первых, данные, которые страхователь указал в заявлении, не прошли проверку в единой базе союза автостраховщиков.

 

В теории, сейчас эту проблему легко решить.

«Раньше в такой ситуации договор в принципе не мог быть заключён, а начиная с 1 января 2017 года у страхователей есть возможность загрузить в личный кабинет сканы документов: паспорт, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства. Страховщик должен будет проверить эти сканы и на основании сканов заключить договор», – рассказывает начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов.

На практике все может быть не так просто. Порватов не исключает, что некоторые страховщики могли пока и не успеть реализовать новшество. Официальные документы, которые описывают эту технологию, были зарегистрировано в Минюсте буквально в последний рабочий день 2016 года.

Ещё одной проблемой может быть то, что юристы называют «саботажем» самих страховых компаний.

Глава Ассоциации защиты страхователей «Главстрахконтроль» Николай Тюрников рассказывает, что страховые могут искусственно ограничивать продажу полисов.

Страховщики могут не продавать полис тем автовладельцам, которым они не хотят продавать по своим причинам – автовладельцы живут в проблемном регионе, где ОСАГО невыгодно продавать в принципе или же страховую не устраивают параметры конкретного водителя (например, он слишком часто попадает в аварии).

«В этом случае система будет выдавать ошибку, сообщать о невозможности выдачи полиса», – говорит Тюрников. По его словам, такая ситуация наблюдается все последние 1,5 года, когда электронное ОСАГО стало доступно.

Особенно часто с такой проблемой сталкиваются автовладельцы из южных регионов России, в том числе из Краснодарского края, которые является одними из самых убыточных для страховщиков. Клиент оформляет полис, указывает все свои данные, а система ему на каком-то этапе даёт сбой и сообщает, что полис не может быть оформлен таким образом. Тем самым компания вынуждает человека прийти в свой офис или купить полис на сайте другого страховщика.

Ещё один возможный способ саботажа – плохая работа сайта. «Простой пример, можно вернуть людей во времена десятилетней давности интернета, и прогружать каждую страницу по пять минут», – рассуждает Николай Тюрников.

Чтобы бороться с таким способом саботажа Центральный банк установил жёсткие требования. Время для перерыва в работе сайта страховщика не может превышать 30 минут в сутки. А плановые технические работы могут проводиться не чаще одного раза в месяц в период с 22.00 до 08.00 по московскому времени. Когда речь идёт о реальном техническом сбое на сайте, автовладельцу должно быть предложено перейти по гиперссылке на сайт другой страховой компании, которая определяется случайным образом.

«Такая система «замещения» разработана РСА именно для оперативного оформления электронных полисов при возникновении временных проблем с оформлением полисов на сайте того или иного страховщика», – отмечает заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов.

Что делать, если полис так и не удалось купить?

При отказе же страховщика заключать договор ОСАГО лучше обращаться с жалобой в интернет-приёмную Центрального банка. «После неё гарантированно человек очень быстро получает полис. То есть жалоба в Центральный банк действует очень быстро – оперативно вразумляет страховые компании», – советует Николай Тюрников.

Ещё можно пожаловаться в РСА. Для этого нужно отправить на электронную почту скан жалобы.

2. Е-полис не пришёл на e-mail

Страховщики уверяют, что такая ситуация маловероятна. В Ингосстрахе советуют подождать пару часов, прежде чем обращаться за помощью. «Как правило, это может быть связано с задержками обработки данных в различных информационных системах. Первое, что мы рекомендуем, – подождать 1-2 часа, зайти в личный кабинет и проверить наличие полиса. Если это не помогло, то можно обратиться в контакт-центр», – подчёркивает начальник управления интернет-продаж СПАО «Ингосстрах» Евгений Демидов.

Но на всякий случай в процессе покупки нужно делать скриншоты экрана при оформлении ОСАГО онлайн. «Пока мы находимся ещё в самом начале функционирования системы, я бы предложил фотографировать каждый шаг, делать принскрины экрана, сохранять то, что происходит», – говорит Николай Тюрников.

Ещё интересного: