История развития метеорологии

Как развивалась метеорология? Это выражалось прежде всего в виде примет о погоде, которые устанавливались с учетом характера деятель­ности людей — скотоводства, земледелия, мореплавания. Напри­мер, в древней Греции (за 500 лет до н. э.) некоторые обобщен­ные сведения о таких важных для мореплавания явлениях пого­ды, как ветры, грозы, шквалы, записывались на каменных до­щечках и вывешивались в приморских городах. Вполне научное и более широкое изучение свойств атмосферы стало возможным лишь после изобретения первых метеорологических приборов — термометра (в конце XVI в.) и барометра (в середине XVII в.) Вскоре после этого в ряде стран были организованы первые метеорологические станции, проводившие наблюдения над погодой с помощью созданных к тому времени приборов.

Систематические метеорологические наблюдения в России были начаты по приказу Петра I в 1722 г., сначала на единственной метеорологической станции в Петербурге, а с 1733 г. — на первой в мире регулярно работавшей уже сети станций, ор­ганизованной Великой Северной экспедицией. Некоторые из них, например, в Казани, Екатиринбурге, Иркутске, Якутске, продолжа­ют непрерывную свою работу и до настоящего времени.

В развитии отечественной метеорологии особенно велика бы­ла роль гениального русского ученого М. В. Ломоносова. В его большой и разносторонней научной деятельности метеорология, как одна из естественных наук, занимала видное место. Он сам производил метеорологические наблюдения, изобретал и строил некоторые приборы, как, например, компас-анемометр (для оп­ределения силы ветра) и морской барометр «для предсказания бурь на море». Не чувствительный к морской качке и толчкам, барометр Ломоносова был использован на кораблях русского флота раньше, чем где-либо. Ломоносов считал, что метеорология— это «лучшая часть натуральной науки» и что ее изучение «нет ничего роду человеческому полезнее».

Особо важное значение Ломоносов придавал предсказанию погоды. Он справедливо указывал, что на пути успешного раз­решения этой практически важной проблемы есть исключитель­но большие трудности, что «едва постижимо быть кажется.., но все трудами приобрести возможно». В этих целях он первый указал на необходимость создания регулярно действующей сети метеорологических станций, на важность и необходимость изу­чения высоких слоев атмосферы.

Несмотря на огромные трудности, на которые, наталкивалась русская наука в прошлом, все же ряду прогрессивных русских ученых удалось в последующем в значительной мере осущест­вить замыслы Ломоносова. Наряду с некоторым расширением метеорологических станции в 1849 г. русский академии Я. Купфер ценой больших усилий добился организации обсер­ватории (ныне Главной геофизической обсерватории), представлявшей собой один из первых центральных метеорологических институтов в Европе и являющейся теперь одним из старейших научных учреждении нашей страны.

Развитие торговли и мореплавания ставило перед метеороло­гией задачи практического характера — обобщение накопленно­го материала наблюдений и применение его, в первую очередь, для нужд морского флота.

Серьезным толчком в развитии метеорологии в России и в Западной Европе послужила чудовищной силы буря па Черном море 14 ноября 1856 г. (в период Крымской войны), в результа­те которой англо-французская эскадра, блокировавшая с моря героически оборонявшийся Севастополь, была почти вся унич­тожена. С этого времени во Франции, России и других странах Европы началась организация так называемой «службы пого­ды», на которую возлагался сначала телеграфный сбор метео­сведений, а затем и использование их для предсказаний погоды. В России первым таким органом был отдел штормовых предо­стережений, организованный М. А. Рыкачевым в 1874 г. при Главной физической обсерватории. Эта служба была создана ис­ключительно в интересах морского флота на Балтийском и Чер­ном морях, а позднее и железнодорожного транспорта.

Большой вклад в дело развития метеорологической науки и службы погоды в России внесли русские всемирно известные ученые Д. И. Менделеев, А. И. Воейков, П. И. Броунов, А. В. Клосеовекин, Б. И. Срезневский, Б. П. Мультановский и др. Им принадлежит заслуга по расширению сети метеорологиче­ских станций, изучению климатических и погодных особенностей России и созданию первых научных методов предвидения пого­ды. Многие из их научных трудов не утратили своего значения и до настоящего времени.

В конце XIX-— начале XX вв. в России насчитывалось уже около 2000 метеорологических станций, большая часть которых действовала на добровольных началах, без оплаты труда их ра­ботников. В ряде городов окраинных районов России были от­крыты филиалы Главной физической обсерватории, руководив­шие работой местных станций. Позже па некоторые из них была возложена работа и по предсказанию погоды для нужд морско­го флота, железнодорожного транспорта, а с наступлением Первой мировой войны и для нужд военных операций.

В настоящее время в нашем стране действует около 5 тысяч метеорологических станций и постов, размещенных сравнитель­но равномерно по всей территории России. Они имеются и в са­мой глубине Арктики, в районе Северного полюса. Основным назначением северополярных станций является изучение слож­ного гидрометеорологического режима этого района, знание ко­торого необходимо для обеспечения правильного и эффективно­го использования Северного морского пути, а также для реше­ния ряда научных проблем. Ряд российских ме­теорологических станций созданы также в Антарктиде (Мирный, Восток, Пионерская и др.).

Для  обывательских нужд, можно узнать погоду из интернета, например посмотреть здесь.

В соответствии с нуждами народного хозяйства, которое не может мириться с материальным ущербом от стихийных явле­ний, неизмеримо возросло и количество оперативных и научных центров метеорологической службы: бюро погоды, гидрометео­рологические бюро. Центральный институт прогнозов, республи­канские научно-исследовательские гидрометеорологические ин­ституты, Центральная аэрологическая и Главная геофизическая обсерватории. Институт физики атмосферы АН России и др.

Ученые-метеорологи А. А. Фридман, Н. Е. Кочин, В Н. Оболенский, Н. Л. Таборовский, П. Н. Тверской и многие другие внесли крупный вклад в дело развития отечественной метеорологической науки, сделали в области синоптической ме­теорологии ряд ценных научных открытий и усовершенствований, поднявших учение о предвидении погоды на новую, более высокую ступень.

Метеорология имеет вполне определенное практическое зна­чение для морского флота, как и для всего народного хозяйства Не случайно, что эта наука берет свое начало у мореплавателей. Старый парусный морской флот во все прошлые времена нахо­дился в очень большой зависимости от погоды. Незнание закономерностей в ее изменении часто приводило к гибели многих, даже опытных моряков.В наше время зависимость морского флота от погоды, благо­даря огромному техническому прогрессу, несомненно, уменьши­лась, однако далеко еще не исчезла. В подавляющем большин­стве случаев погода благоприятствует или, во всяком случае, не вызывает особых нарушений в деятельности морского флота. Но в тех случаях, когда в районе плавания судов происходит резкое ухудшение погоды, это так или иначе сказывается на со­стоянии некоторых судовых установок, перевозимых грузов, ору­дии лова рыбы и па самом судне. Так, ветер, действуя на по­верхность судна, вызывает его снос. Сильное ветровое волнение может вызвать задержки в пути следования, поломки отдельных частей судна и даже его гибель. Туманы и осадки, ухудшая ви­димость, вызывают затруднения и ориентировке. Резкое понижение температуры воздуха (до отрицательных значений) приводит к обмерзанию судна, орудий лова рыбы и т. п. При этом в море могут появиться первичные формы льда, а затем и ледостав, представляющий собой опасное явление, особенно для деревян­ных судов.

Игнорирование метеорологических условий может привести к разного рода авариям и невыполнению намеченных планов. Работа судоводителя поэтому требует непременного учета гид­рометеорологических факторов. Умение ориентироваться в лю­бой метеорологической обстановке, предвидеть ход ее развитие и в связи с этим верно оценивать навигационную обстановку — все это является обязательным для каждого штурмана совре­менного морского флота. Знание основ метеорологии и простей­ших методов предсказания погоды, а также умелое использова­ние метеорологической информации органов Гидрометеослужбы помогают судоводителям обеспечивать успешное выполнение за­даний и безаварийное плавание.

 

http://mirinteresnogo.ru/3-istoriya-razvitiya-meteorologii.html