Сейчас я расскажу о двух фильмах. Вообще это какая-то странная тенденция – снимать по два фильма об одном и том же, экранизировать два раза одно и тоже произведение (это я сейчас не про ремейки). Вот, дважды экранизирована повесть Эммануила Казакевича «Звезда», дважды – «А зори здесь тихие…», дважды – «Двенадцать стульев», даже историю побега из лагеря «Собибор» экранизировали дважды. Теперь подобная участь коснулась и известного пробега главного конструктора Михаила Кошкина, отца танков Т-34, из Харькова в Москву и обратно на двух своих танках – чтоб доказать их эффективность и отказоустойчивость и одновременно провести полевые испытания.
«Главный конструктор» снят очень хорошо. Март показан таким, каким он был в те годы – жёстким и морозным, почти до последних своих чисел – зимним месяцем. Танки идут по заснеженной территории, сквозь белую тайгу средней полосы, преодолевая лютый холод и ветер. Именно на пути в Москву Михаил Ильич Кошкин подхватил воспаление лёгких, которое в итоге и стоило ему жизни – он так и не увидел запуска своих машин в серию. Игра актёров хороша, их поза, мимика и разговоры построены так, что кажется будто камера выхватила в центре разговора. Диалоги здесь мне нравятся особо: эти обрывки несказанных слов, взгляды, сопровождаемый мимикой и жестами – видно, что актёры действительно вживаются в образ, им веришь. Особое удовольствие доставляется невысказанная любовь между Кошкиным и Галиной Степарь, женой начальника производства – сыгранная без всякой пошлости, одними взглядами и музыкой. Кошкина здесь играет Борис Невзоров – играет отлично, хотя внешнего сходства с Михаилом Ильичом ему не достает. Однако это с лихвой перекрывается его отличной актёрской работой. Фильм снят без лишнего пафоса и трагедийности, в основе – напряжённая работа советских простых людей на благо родины. Из всего патетичного – только музыка, да и та сопровождает только кадры движения танков. Режиссёр фильма – Владимир Семаков.
Фильм «Танки» заснят режиссёром Кимом Дружининым, который в своё время вместе с Андреем Шальопой явил миру «Двадцать восемь панфиловцев». И если «Двадцать восемь панфиловцев» не вызывает нареканий по части исторической правды и игры актёров, то «Танки» заставили меня задуматься: а куда же катиться российский кинематограф? Для роли Михаила Кошкина подобрали Андрея Мерзликина – как выясняется в ходе финальных титров они с Кошкиным похожи как братья. Кроме того, танки здесь – точные копии первых образцов, со сварными башнями, а в «Главном конструкторе» используется поздняя модификация конца войны Т-34-85. В «Танках», также как и в «Главном конструкторе» боевые машины маркированы цифрами «1» и «2», вместе с ними в дорогу отправляется ЗИС, обе машины идут, развернув башни назад, под накрытием тентов. Собственно, на этом и заканчиваются преимущества фильма Дружинина. Правда, фильм сопровождается дисклеймером, что многие «сюжетные линии вымышлены», но придумать то чего не было – это одно, а подать это так, чтоб верилось – это совершенно другое. Такого попрания логики и здравого смысла я давно не встречал, даже в забугорных супергеройских фильмах.
Начнём с того, что март у Дружинина очень странно похож на июнь: везде листва, тепло, все ходят в летнем. Ну, или этот метод чтоб показать обнажённую Аглаю Тарасову (а то же иначе сложно показать любовь НКВДшника!), купающуюся в лесном пруду? Куда же сегодня без обнажёнки! То, что при этом Лида (героиня Тарасовой) выходит сухой из воды, и одежда не липнет к её мокрому телу – никого не смущает.
Вслед за танками из Харькова отправляется и отряд гитлеровских диверсантов, целью которых является саботаж пробега Кошкина. И если учесть, что отряд отправился не одновременно с танками, а спустя некоторое время, да ещё и на лошадях, то очень странным выглядит тот факт, что под Белгородом фа?шики всё же нагоняют боевые машины. Однако планам гитлеровцев не суждено сбыться: на танки нападают… белоказаки!
Мало того, что белоказаки под Белгородом – это несовпадение территориальное, так ещё и существенный анахронизм. Как эти гаврики смогли за двадцать лет сохранить неизношенной форму, очень похожую на образцы первой мировой (не буду утверждать, что идентична, тут тоже есть сомнения), но пройти через репрессии к контрреволюции 1920-х, ягодщину и ежовщину, основать поселение с бабами и детьми – это вопрос особый. Мало того, одному из этих недобитков на вид всего лет двадцать, однако на его груди вместе с эполетами и аксельбантами (тоже вопрос – а на кой?) красуется георгиевский крест. Где он его добыл и зачем носит – вопрос к больной фантазии… кого? Режиссёра? Сценариста? Художника по костюмам? Да и ещё момент – как они умудрились вскрыть люк танка шашкой?
Дальше – больше. Гитлеровцы, увидев, как их добычу пленили какие-то непонятные пассажиры сначала предпринимают провальную попытку выкупить танк. Предводитель банды неразумно отказывается, будто может найти ещё покупателей в стране с сильнейшим аппаратом госбезопасности. После чего диверсанты вступают с белоказаками в бой. На сторону контры внезапно встаёт один из танков, который поправ все законы логики, возит в себе один снаряд – на «всякий случай», и поражает гитлеровцев насмерть. Мало того, что снаряды в мирное время – вещь подучётная, так ещё и техника и боевой запас оказываются вместе только в войсках. Но логика – не подруга Дружинина. Тенты рвутся ко всем чертям, маскировка секретной техники идёт по бороде. Контры снабжают Кошкина горючкой и танки едут дальше.
Однако приключения героев на этом не заканчиваются. Гитлеровцы посылают ещё один отряд, более продвинутый («Активируйте Шульца!»). Визуальный ряд нападения отряда Шульца на танки заставляет вспомнить «Безумного Макса». Ну, а сцена сражения тридцатьчетвёрок с артиллеристами РККА – это просто вишенка на торте. Хорошо, хоть создателям фильма хватило ума ввести момент, когда об этом бое докладывают Жукову.
Кроме того фильм вызывает всякие вопросы по мелочам. Игра актёров вызывает очень много вопросов. Диалоги как будто пародируют патетичные разговорные штампы кинематографа 30-х–60-х годов, и всё это сопровождается невероятно патетичной музыкой в духе игры «Блицкриг».
В довершение своего отзыва на фильм «Танки» у меня остаётся лишь один вопрос: как заставить мои глаза больше не кровоточить?