Лучшие в аду

Этот фильм я посмотрел уже давно, и собирался выложить отзыв ещё в ту пору, но сначала были какие-то препятствия – заболел я что ли, а потом уже было не актуально.

Но, судя по недавним событиям – это всё ещё актуально. Тем более, у фильма есть подтекст, который, вероятно, не считывается и самими создателями. А продюсером фильма, я напомню, является Евгений Пригожин.

С технической точки зрения, мне кажется, придраться не к чему. Всё летит и всё взрывается как надо. Техника, снаряга, оружие – всё аутентично. Но тут и странно, если б по-другому было – на экране современные боевые действия, а техническая база «вагнеров» позволяет выделить немного для поднятия собственного рейтинга путём съёмок фильма.

Только в последнем у меня есть сомнения. Потому что к художественному наполнению фильма у меня большие вопросы. Сюжет – вроде бы есть. Конфликт – вроде бы есть. Но всё настолько плоское, что «прикипеть» ни к кому нельзя. Абсолютно не помню ни одного позывного, ни одного имени, ни одной фамилии. Да их и крошат постоянно, убивают одного за другим, лица, хоть и разные – но все в балаклавах, в тактических очках, в шлемах – попробуй их различи, попробуй запомни. Бойцы совершают подвиг, жертвуют собой – но экранного времени этому уделено так мало, что эти эпизоды становятся очередным звеном в цепи убийств – то «белых», то «жёлтых».

И это очень плохо. Создатели, вероятно хотели показать войну так как оная есть, без прикрас. И технически это у них получилось. Но вызвать эмоции, расположить к себе – то есть к ЧВК «Вагнер» – просто показывая мясорубку не получится. Зрителю нужен герой, с которым он будет ассоциировать себя, которому будет переживать или восхищаться. Но таких в фильме нет. Есть серо-зелёная масса, работающая, выполняющая задачу. Но – масса.

Давайте вспомним, что в основе сюжета. Задача – найти позицию артиллерийской установки, с этой целью посылают отделение бойцов, в числе которых есть ПАН – полевой авианаводчик, если по-простому – разведчик, передающий координаты цели авиазвену. Задача выполнена, но вся группа погибает. Погибает и ПАН. Как можно было сделать из этого конфетку?

Дайте ПАНу имя и внутренний конфликт – пускай он хочет воевать, но его не берут на контракт, у него вторая категория запаса, освобождение по категории «В». Дайте ему личный мотив – пускай его близкий гибнет где-нибудь от рук «правосеков», как ранее попавший на сайт «Миротворец». Как он найдёт выход из положения – завербуется в ЧВК, для службы в котором, как известно, не нужно наличие пройденной срочной службы, и отправится воевать. И вот уже несколько сюжетных линий заиграют гранями. Дайте ему время на внутренние переживания и какую-нибудь рефлексию – и это будет невероятно крутой персонаж, каких не было уже давно. А его героическая, без сомнения, гибель будет только в плюс фильму.

Но тонкости сценарного мастерства сценаристам фильма неведомы – или им действительно ставили задачу оказаться от классического протагониста. Да и честно сказать, финальный ход, в котором «артиллерийская установка продолжила терзать наши позиции» мне показался странным. А для чего тогда были эти два часа кровопролитнейшей бойни? Вы и задачу, в сущности, пролюбили, и героя нет, которому сопереживать можно – ну да, боёвка красивая! Но какой в ней смысл? Да и потом, я вот ни одним боком не военный, но действительно интересно: а если позицию любой арты вы вычисляли сразу после прилёта, то почему позицию главной цели вы не смогли вычислить подобным образом? Ответа нет.

Ну а теперь – тот самый, скрытый, подтекст.

Для начала скажу, что побеждают – хотя с точки зрения конечной цели это весьма призрачно – побеждают «белые» весьма условно. Им помогает рация, снятая с убитого бойца «жёлтых». А если б её не было – то пиши пропало. Внезапное обстоятельство, открывающееся в самый нужный момент, обычно называется «рояль в кустах», и такую игру в поддавки зритель не любит, но «срисовывает» не всегда. А «желтые» — совершенно не уступают «белым» ни по отваге, ни по профессионализму, ни по оснащённости. И если уж «белые» побеждают, и называют себя лучшими, то получается, что на втором месте – «жёлтые»?

Но ведь мы помним, что есть ещё одна силовая структура в том конфликте. Которая, не показывается, но которая, получается на третьем месте. И это – Министерство обороны РФ. В этом есть один из подтекстов, который, как мне кажется, мало кто уловил.

Однажды эти вещи были озвучены Пригожиным в явном виде – сразу после взятия Артёмовска. Он тогда заявил, что ВСУ могли бы стать второй армией в мире после ЧВК «Вагнер», а на МО РФ вылил обвинения, при этом сами соединения российской армии никак не упомянул.

Ну, есть и ещё один момент, который для меня остаётся весьма сомнительным. Это лозунг фильма, венчающейся фразой «… у нас есть контракт с совестью…». А разве Родина, с которой у вас уже есть контракт – не ваша совесть? Это даже как-то пересекается с фразой из песни: «…Где-то, где звон монеты, танцуют ихтамнеты…». Вроде и говорят про Родину и прочее, а на самом деле, жёлтый бес правит бал…

Ну а Пригожин, судя по недавним событиям, просто заигрался в самого лучшего. Лучшего в аду.

Опубликовано в разделах Блог писателя, Зрительское.
Подписывайся на мой тлг-канал чтоб быть в курсе обновлений: https://t.me/bykadorov_poet