«Несокрушимый»

Грохочут снаряды отечественного военного блокбастера, а мне бы хотелось прежде рассказать про другой фильм, прошедший в прокате тихо. Это «Несокрушимый» режиссёра Константина Максимова.

В основу фильма положены вроде бы реальные события. Не смотря на этот факт, фильм достаточно далёк от оригинальной истории, и в саму картину, попадают только фамилии танкового экипажа и сам бой, ради которого фильм и затевался. Видимо, для красного словца, или для чего ещё, может быть в дань моде, создатели фильма меняют профессию, имя и пол приданного экипажу техника, превращая его в инженера-технолога и по совместительству бывшую жену командира, а также вводят между ними любовную линию. Более того, от киношных щедрот сюда ещё добавляется любовная геометрия. Авторы сценария воплощают чью-то, а может и свою, чистую отсебятину, и зачем это делается – мне не понятно.

Поскольку речь идёт не только о людях, но и о танках, техническую сторону вопроса обойти сложно. В основе истории – подвиг экипажа КВ-1, однако подразделение смешанное, с участием танков Т-34. Сложно сказать, бывало ли такое в действительности, если только несколько частей попадали в окружение и впоследствии собирались в одно соединение. Однако в фильме речь идёт не о прорыве окружения, а о наступлении фронта, и поэтому это смотрится неправдоподобно. Кроме того, на дворе сорок второй год, лето, и вместо тридцатьчетвёрок первой модификации на экране показывают Т-34-85 образца сорок четвёртого года. Такой ляп был бы ещё уместен где-то в шестидесятые, но на дворе две тысячи восемнадцатый год, а народ, любящий военные фильмы – технически подкован. Да и прочий технический антураж смотрится весьма странно: мехвод почему-то весьма толст и носит тельняшку, а механик и технолог ведут разговор о технических подробностях, известных по умолчанию – это так называемые разговоры о холодильниках: что и говорить, если инженер-технолог, устно описывая подробную техническую инструкцию в итоге резюмирует не конкретным результатом, а фразой «может кое-что получиться». Да и остальные разговоры тоже странные, например с одной стороны механы знают полную массу танка, с другой – не знают аббревиатуры «ТНВД». В попытке создать антураж создатели погнались за лишними подробностями и переборщили.

Ну и сцены пехотной баталии здесь такие… аляписто-штампованные. Фаши лезут на огонь автоматов как статисты, падают без звуков и стонов, на них не видно ран, а главные герои палят почти не целясь. Не хватает только стрельбы из-за спины, через задратую ногу, и пальбы назад не глядя.

Если делать вывод из предыдущих мыслей, то получается, что фильм, можно причислить к весьма редкому жанру «дизель-фентези», закинув его в один ряд с фильмами «Жаворонок», «Ярость», и дружининскими «Танками». Идея весьма патриотична и хороша, но правдивости – минимум, только там, где это будет добавлять антуража и не будет противоречить сюжету.

Но всё вышеперечисленное отнюдь не означает что фильм плохой. Есть его за что похвалить, и на мой взгляд по сумме временных отрезков, хорошего в нём больше чем плохого. Большая неудача – это первые двадцать минут фильма, дальше всё не так уж и плохо, но так много ляпов на таком маленьком отрезке времени я не встречал давненько. Если возьмётесь смотреть фильм – стоит пересилить себя, и пережить первую четверть фильма.

В нём нет «кровавой гэбни» от слова совсем. Даже когда главгерой остаётся в начале фильма один и без экипажа, ни один особист не приходит выяснять обстоятельства. Даже упоротый комроты сменяет гнев на обычную строгость, понимает свою неправоту и даже за свои, по факту, преступные действия не отправляется под трибунал. Мне кажется особистов тут явно не хватает, им тут есть чем заняться, и это не потому что я такой отъявленный либерал и мне не хватило невинно пролитой кровушки.

Доставляет удовольствие и компьютерная графика – она вписывается в фильм хорошо и выглядит по-настоящему. Может быть, это всего лишь из-за того, что я смотрел фильм на утлом экране смартфончика? Неправдоподобно выглядит лишь попадания выстрелов в цель: снаряды превращаются в трассирующие прямо у самой брони – и похоже это позаимствовано в голливудской «Ярости».

Танковые баталии выглядят весьма правдоподобно. Разговоры танкистов отлично создают антураж, и меня, как неспециалиста, заставляют поверить в происходящее. А уж фрицы на танках источают опасность везде, где появляются, да к тому же появляются сразу помногу.

Можно предположить, что идея фильма – это превосходство советской техники, но это отнюдь не так. Главная идея фильма – это подвиг и мастерство советского народа в условиях нехватки запчастей, дефицита кадров и сложной оперативной обстановки. Фильм – правильный. Он показывает, как ковалась победа – без лишнего пафоса и лишней восторженности, ковалась потом и кровью, без ненужной рефлексии и тяжкий моральных страданий.

Я не могу поставить киноленте высший балл, но однозначно могу рекомендовать этот фильм к просмотру. Это хороший и правильный фильм о войне.

Опубликовано в разделах Блог писателя, Зрительское.
Подписывайся на мой тлг-канал чтоб быть в курсе обновлений: https://t.me/bykadorov_poet