Первому игроку приготовиться

В пятницу с супругой имел честь лицезреть сие. Как говорят в рекламе, «норм кинчик». Но ни разу не «вау кинчик».  Фильм при достаточной интересности сюжета и отличной визуальной составляющей имеет массу недочётов по драматургии.

Очень правдиво показан мир будущего через призму капитализма – люди ютятся в вагончиках, поставленных один на другой и все кровные деньги отдают лишь за то, чтоб вырваться из серых повседневных будней – в яркий и полный радости «Оазис», где человек может быть кем угодно. Это свойство, «быть кем угодно», даже является частью сюжета.

Фильм, снятый в жанре киберпанк по одноимённому роману, повествует о борьбе внутри Матрицы – но не той матрицы, где роботы поработили человечество и сделали нас батарейками. Здесь Матрица – империалистична, но люди – по прежнему батарейки, только теперь вместо энергии они отдают свои кровные. Транснациональная корпорация, давая доступ ко всемирной онлайн-игре «Оазис» (вероятно, за деньги, хоть об этом и не говориться в фильме) – пытается выстоять и с помощью геймеров не дать себя завоевать другой капиталистической империи, фирме «IOI». Как я понял «IOI» и так производит оборудование для игр, но для полного контроля и власти им осталось лишь захватить «Оазис». Люди, являясь лишь клиентами фирмы, сами вступают в битву за право платить тому или иному капиталисту. И ужас в том, что на арене войны – дети, а убить их в итоге пытаются ив реальной жизни. Власти в виде полиции как всегда приходят поздно – лишь в финале фильма.

Фильм полон настоящих пасхалок, как скрытых, так и явных. Это соответствует духу фильма, но на сюжет не влияет. Явным упущением мне видится полное отсутствие геймерской терминологии. К сожалению, я не знаком с литературной основой, но могу сказать, что в фильме её явно не хватало. Например то же самое возрождение аватара игрока можно было назвать «респауном», а самих игроков – «геймерами». Может быть, она есть в оригинале, но в кино показывают лишь дублированную версию – а там от неё могли отказаться в угоду расширения публики.

Фильм, как и книга, вероятно, создан для популярно нынче возрастного диапазона «янг-эдалт». Для тех, кто не понимает – подростковый. Главные герои все молоды – как в виртуальности, так и в жизни. С одной стороны – это непреложный закон жанра «янг-эдалт», с другой – убивает драматургию начисто, а кое-где – даже и логику. Даже слова Эйча о том, что вместо Сэм в реале может быть великовозрастный маньяк по имени Чак, хоть и дают надежду на внезапный сюжетный ход, последствий не имеют. Сэм и правду оказывается девушкой по имени Саманата возрастом схожей со своим аватаром, и более того – возрастом схожим с Уэйдом (главный герой). Здесь им – лет по восемнадцать, ну может двадцать, не больше. Из всей внезапности – только еле заметное родимое пятно, которого Саманта так усердно стесняется. Люди с пятном в виде клубники на голове рушили целые трансконтинентальные империи, а тут… Или, может быть, это тоже «пасхалка»? Тут же и проявляется нарушение логики. Не смотря на свой юный возраст, девчонка уже сколотила банду, громко назвав её Сопротивлением. Ну что за Мери Сью?! Ну почему бы её не сделать возрастом около сорока с трагичной судьбой – гибелью мужа, и скажем, детей. Вот тогда бы любовь между главными героями и придала бы сюжету и пикантности, и напряжения дополнительной трагичностью. Обвинения в педофилии здесь не принимаются – явные намёки на интимные отношения между главными героями после финала говорят нам о совершеннолетии как Уэйда, так и Саманты. И если в книге в этом плане всё так же, как в фильме, то моя критика в этом плане будет справедлива и для неё. Оправдывает свои слова лишь сам Эйч, в реальности оказавшийся ядрёной (хоть и молодой) бабой-негритянкой, да одиннадцатилетний японец, скрывавшийся под аватаром ниндзя.

В техническом плане мне остался непонятен Куратор, первоначально представленный как бот, а в итоге оказавшийся аватаром Огдена Морроу. И если Куратор был активен всегда, то получается, что Морроу – не спал?

Финал – слащав. Все клянутся другу в вечной любви и дуржбе. Но в общем это – законы жанра.

Опубликовано в разделах Блог писателя, Зрительское.
Подписывайся на мой тлг-канал чтоб быть в курсе обновлений: https://t.me/bykadorov_poet