Подольские курсанты

Современные российские фильмы качеством не блещут, а если говорить о фильмах о войне – тем более. Они, как никакие другие, напиханы это гнилой повесточкой, ну, знаете: «победа вопреки» и ведущая роль православия, со всеми сопутствующими штампами. Но фильм «Подольские курсанты» – не из таких. Конечно, фильм не лишён недостатков, как и любое произведение, впрочем, они вряд ли могут повлиять на общее мнение о фильме.

Начну я, пожалуй, с того, что люди показаны в фильме не «русскими», а «советскими» – на этом сделан очень серьёзный акцент, причём не простым, а поэтическим языком. Думаю, это правильно. Всё-таки Советский союз был многонациональным государством. Мне кажется, это всегда будет не лишним упомянуть: ведь одна из духовных объединяющих сил того времени – сила многонационального единства, сила дружбы народов.

В фильме множество сюжетных линий, главная показана достаточно подробно. За героев можно попереживать, хотя бы поверхностно: зрителям есть с чем ассоциироваться – каждый был когда-то влюблён. Вместе с тем на любви же основан и внутренний конфликт трио главных героев. А уж тут, и вовсе тема проходит надрывно: идёт война, курсантов отправляют на фронт и встретиться ли они хотя бы после того, как отойдут с рубежа – неизвестно. Есть и много побочных линий, у второстепенных героев тоже не обошлось без внутренних конфликтов или хотя бы больших переживаний. Впрочем, мне показалось, что темы некоторых персонажей обрезаны: история того же капитана Старчака обрывается захватом языка с ананасом и далее он не появляется в фильме вообще.

Технически фильм смориться довольно неплохо. В широком ассортименте представлена техника и костюмы тех лет. Хотя, я думаю, заклёпочники найдут к чему придраться. Смею сказать, что для меня всё выглядело более, чем правдиво: техника выглядит, звучит и двигается так, как надо. Что и говорить, удалось победить даже знаменитый советский киноштамп со свистящими бомбами: в «Подольских курсантах» свистят не бомбы, а бочки с просверленными дырками и пикирующие бомбардировщики. Да, и если касаться мелочей, то возвращаясь к Старчаку, следует отметить, что в фильме он воюет с лендлизовским «Томпсоном». Однако не берусь утверждать, что американский автомат был действительно его табельным оружием – на фотографиях из Википедии у него обычный для тех времён ППШ.

Однако без негативных моментов не обошлось, например, без замедленной съёмки в местах, где этого не требует сюжет. При этом стоит отметить, что фильм достаточно «мясной»: попадание пули вызывает фонтан крови, бронещитом орудия рубит ноги, обгорелая кожа показана без прикрас. Здесь, конечно, можно апеллировать к традициям советского кинематографа, где успешно обходились без натурализма. Но стоит отметить, что иногда к нему всё-таки стоит прибегнуть. Может быть, нашему и следующим поколениям по-другому не донести калечащего ужаса войны?

Впрочем, недостатки не умаляют достоинств фильма. Фильм смотрится на одном дыхании. На экране постоянно что-то происходит, каждый кадр сюжетно наполнен, действие не прерывается ни на минуту. Вместе с тем – фильм очень сентиментален, особенно в моментах, где на контрастах показывается трагедия молодого поколения, не знавшего любви, не нюхавшего жизни. У впечатлительных особ такие фильмы вызывают слезу, а «Подольские курсанты» такими моментами просто изобилуют.

И фильм кончается на той же ноте: в кульминации – снова тема самопожертвования советского человека. Смерти ради жизни на Земле.

Posted in Блог писателя, Зрительское.