«Лев Яшин. Вратарь моей мечты», реж. Василий Чигинский.
Футбол – это моя любовь и больна все времена. Фильмы про этот вид спорта я стараюсь не пропускать, причём я имею ввиду именно футбол, а не околофутбольные темы, вроде разборок фанатов или подковёрных интриг владельцев клубов. Меня всегда интересовал тема спортсменов: великих и не очень. Но фильм про Льва Яшина для широкой публики, к сожалению, прошёл незамеченным.
Может быть, от того, что вратаря здесь сыграл малоизвестный Александр Фокин, а не Данила Козловский или Александр Петров? Впрочем, как последний играет футболиста нам ещё предстоит узнать, а фот Фокин, надо сказать, с задачей справился на две трети. Что касается взаимоотношений с людьми, футбольной работы вне футбольного поля – там Фокин выглядит достойно. Но когда он встаёт в рамку – без слёз не взглянешь. Поза, которую он принимает на поле, больше похожа на позу вратаря-бота из «Pro Evolution Soccer», причём так пятнадцатилетней давности. Да, в общем-то её вратарь принимать может, но не каждый раз. Да и потом, в этой позе ему не хватает уверенности – даже когда Фокин играет уже зрелого профессионала. Есть предположение, что Фокин никогда не играл в футбол, или играл настолько мало, что в воротах никогда не бывал. Интересно, он хотя бы хронику просматривал? Человек-Яшин у него получился, а футболист-Яшин – не очень. Спасает тот факт, что Фокин весьма похож на Льва Ивановича .
Надо сказать, что футбол в этом фильме выглядит как постановочный танец. Да, согласен, моменты некоторых матчей надо повторить побуквенно, но в целом футбол – играя живая и динамичная, а футбольным духом там пахнет весьма маловато. Почему бы постановщику не пойти по пути того же «Тренера» или «Матча» – и просто заставить актёров массовки играть в футбол? Тут даже «слоумо» не потребуется, а выглядеть будет весьма правдоподобно – не подкопаешься.
В остальном фильм смотрится визуально приятно. Не знаю, конечно, насколько правдиво получилось воссоздать интерьеры и артефакты тех времён, но я как зритель, в тех годах не бывавший – верю. В конце концов есть много свидетелей той эпохи, и я надеюсь, что художники взяли у них хотя бы одну консультацию. Однако же есть эпизоды, снятые с использованием хромакея, и они выглядят несколько топорно, хотя в целом передают антураж советского бытия.
Сюжетная часть фильма немного подкачала. Сюжет, конечно, выдержан, но есть предположение, что это опять покромсанный сериал. У того же антагониста тут всего два эпизода, а он, как видно, отчего-то питал ненависть к Яшину, солил ему всю жизнь, а ещё у него был отец – и с ним тоже взаимоотношения весьма интересны. Но в угоду главному герою антигероя вырезают, оставляя ему настолько мало экранного времени, что задумываешься – а зачем оно вообще? Так же, что интересно, в фильме показана тема курения – ведь все мы знаем, что Льва Ивановича сгубило это пагубное пристрастие, он дымил как паровоз, из-за него он лишился ноги, а в последствии – жизни. Но тема эта освещается невнятно, и без осуждения, хотя в его конкретном случае это как раз-таки просто необходимо, и я как поборник ЗОЖ, весьма этим опечален: общественное отношение к никотину как к наркотику до сих пор весьма лояльно. Возвращаясь к сюжету скажу, что несмотря на рваную динамику по отношению к сериальной версии, в театральной в общем-то удалось показать весьма интересный жизненный путь Яшина, народную любовь к нему, народный гнев, а всё лишнее – выкинуть и оставить за кадром. В целом могу сказать, что фильм, несмотря на все недостатки, получился живой, интересный, но не шедевральный. Кстати, в нём антисоветчины (почему каждый раз приходиться об этом вспоминать?) совершенно нет, но это я ещё не видел сериальной версии – возможно, её оставили вместе с антагонистом, и там она появиться. Одним словом, яростно рекомендую данный фильм, он понравиться не только любителям Советского Союза, но и любителям спорта, как футбола в частности, так и спорта вообще.