Ну, что, пора, я думаю, поделиться отзывом на сие кинотворение, тем более, что первые эмоции поостыли, и у меня было время оценить его холодным рассудком.
И конечно, я буду сравнивать с эталоном, который, если вы помните из моего раннего поста, включает в себя текст Александра Мелентьивича Волкова и иллюстрации Леонида Владимирского. В идеале я мечтаю о такой экранизации, действие которой максимально приближено к тексту повести, а визуал – это движущиеся иллюстрации. Но пока имеем что есть.
Начну с визуала. Да хранит Господь CGI! Мог ли я хотя бы в эпоху моего девства представить себе вот такую же красочную картинку? Мои, но с завистью посматривал на заокеанских киноделов – ибо нашим такое пока было недоступно. Но вот теперь и отечественная киноиндустрия способна на такое же. Иным, конечно, визуальный антураж фильма покажется мрачным и даже пугающим. Вынужден согласится. Но тут есть одно «но»: он и в оригинале не был благолепным. Волшебная страна, только что называется волшебной, она от этого не становится безопасной. Вспомните тот же мрачный лес, где Страшила и Элли с Тотошкой нашли Железного дровосека. Вспомните за́мок Людоеда, который в фильме так и не показали. Кстати, в книге ему отрубают голову, а фильме этого не было – так что по сравнению с оригиналом мы имеем даже более «лайтовый» вариант.
Я бы ещё для сравнения предложил бы глянуть на иллюстрации к изданию элистинского книжного издательства года, вроде бы, 1988 года – вот там уже страшно так страшно.
Если вернуться к содержанию, то у меня очень много вопросов. Пока создаётся впечатление, что героям – кроме отважной четвёрки путешественников – не хватает мотивации. Гингема создаёт ураган просто так – без всякой причины, просто потому что может. Хотя в книге у неё была чёткая цель, она просто-напросто хотела уничтожить весь род людской. Бастинда выглядит сумасшедшей – она одержима туфельками просто потому что потому, и всё. Нужны, а для какой цели – неведомо. Вдруг откуда не возьмись появился Урфин Джюс, хотя на экран попала не то, что не вторая повесть, а даже не вторая часть первой повести. С одной стороны, понятно, он прислуживал Гингеме, и его нельзя было не показать, но ему максимум можно было уделить пару-тройку эпизодов вначале. Но в фильме у него слишком много экранного времени, причём вычеркни его оттуда, перемонтируй – и ничего в сюжете не поменяется. А ещё, он, видимо, владеет, магией куда большей, чем сами злые сёстры – если сумел до Бастинды добраться быстрее, чем Элли и компания до Изумрудного города. Если вспомнить карту Волшебной страны – то, с чего начинается любая «фентезя»™ – то можно сразу увидеть, что ему было куда дольше до замка Бастинды, и как бы он не шёл – мост через большую реку всего один, и он бы повстречал Элли раньше, чем с Бастиндой.
Тут даже придраться к тому, что действие переносно из США в Россию, и из старинной эпохи – в современность, не так уж и надо. Понятно, это сделано для лояльности молодой аудитории, да только какой в этом смысл, если весь сюжет основан на логике именно Волшебной страны и всё действие происходит именно там. В конце концов, у вас есть CGI – так нарисуйте прерии и выщербленные красные горы, в чём сложность?
В общем, вопросов больше чем ответов. С одной стороны, у авторов фильма получился во многих местах даже подстрочник, и это не может меня, как большого любителя данной вселенной, не радовать. С другой стороны, есть сюжетные изменения, которые выглядят не то, что нелепо, а даже глупо.
Жду продолжения с большой опаской. Первая часть меня больше расстроила, чем обрадовала, думаю, что вторая расстроит ещё больше. Впрочем – будем посмотреть.