На словах Лев Толстой, на деле графоман простой…

Я тут опять со своим дилетантским мнением про литературу.

Надысь вот чего узрел:

И мне кажется, в заголовке вынесена самая лютейшая антиреклама, которая может быть.

Я вот раньше, по неопытности, как думал? Если у классика написано сложно и приходится перечитывать, значит я, как читатель, в силу природной особенности просто не способен воспринять прекрасное. Тяжело? Ну так сиди и читай, не понял — перечитай предложение ещё раз. Толстой же, это вам не лыжи курить.

На самом деле, Лев Николаевич гениален своими идеями. Но техника исполнения — это полный трындец. Громаднейший философичные изыскания, преисполненные причастных и деепричастных оборотов, вкупе с длиннейшими перечислениями — это его конёк. Но думаю, что именно из-за них он отталкивает большинство. Толстой — трудный, как ни крути.

В общем — пишите короткими предложениями.

Такие дела.

А вам нравится Лев Толстой?

Алексей Толстой: разочарование


Когда я беру книгу в руки я всегда боюсь, что автор разочарует меня. Как раз это и произошло в данном случае. Именем повести «Аэлита» названа даже литературная премия, но почему Алексею Николаевичу дана такая честь за это произведение?

Признаться честно, я ожидал большего. Хотя… Обвинить Алексея Николаевича в больших технических огрехах я не могу. Но почему-то не оставляет ощущение недосказанности, скомканности. Ощущение не большого повествования… Словно я не прочитал «Аэлиту», а посмотрел фильм по «Аэлите». События сменяют друг друга очень быстро, и по большей части текст носит описательный характер – а что касается мотивации марсиан, то мне вообще так и осталась непонятна их цель восстания. И главный антагонист какой-то… Он даже не картонный, он туманный. Вот надо убить землян – значит будем их убивать. А зачем, для какой цели? Понятно, Алексею Николаевичу нужен был конфликт, да тут ещё трагедия запретной любви удачно нарисовалась. Но это выглядит так топорно, что я остался недоволен.
Вначале, когда первая половина повести носит описательный характер, всё было ещё неплохо. Вот два главных героя – со своими характерами, предысторией. У каждого – внутренний конфликт. Подробнейшие описания марсианского пейзажа, войн, зверей и всей окружающей обстановки. А потом – как отрезает. Все куда-то бегут, все стреляют, землян – убить, вся власть советам и всё такое прочее. Складывается впечатление, что Алексей Николаевич всё же вспомнил, что книга должна содержать идейный посыл и хорошенько сдобрил её агитпропом. Но сделал это так некрасиво, что я морщусь от этого как от кислого яблока. Получилась какая-то пародия на агитку в лице Гусева. Да и действия, неподкреплённые мотивацией (да, я повторяюсь) приводят к мысли, что Толстому просто в не хватило времени, он оказался в цейтноте.

Увы, сама Аэлита не тянет на главную героиню. Она выписана хоть и достаточно подробно, но почему-то возникают вопросы. Видимо, автор дал подробности не там, где надо. Плюс, надо понимать, главное действие выписано не вокруг неё, а вокруг свершающейся революции, который руководит Гусев, и вагиностраданий командира экспедиции Лося. Да и паре главных героев в виде землян, даны такие имена, что постоянно спотыкаешься, силясь понять, кто из них действует в данном отрезке текста. Вместо «Лось» всегда хочется прочесть «Лосев», а с учётом того, что больше половины букв в таком случае начинает совпадать, то тормоза во второй половине текста, когда начинается динамика, встречаются через каждые три страницы.

Пожалуй, единственный, в чём А. Н. Толстой был хорош, так это в том, что первый начал писать фантастику о т.н. прогрессорах, коими, по сути, явились земляне. Да и сюжет в некоторых деталях, и частях композиции стал предтечей «Часа быка» И. А. Ефремова. За это, да, ему можно отдать должное. Да и в части придумывая новых фанатстических веществ автор был впереди планеты всей – «яйцо» землян двигалось на порошке «ультралиддит», который, всё же имеет унаучное происхождение. Это было задолго до адамантия, вибраниума и прочей ереси.

Здесь Толстой был хорош только тем, что был первый во многих моментах. И не более.

«Линия Грёз», Сергей Лукьяненко

Все книги Сергея Васильевича похожи друг на друга. Они, как фильмы «Marvel» – жвачка для мозга. Знаешь, что не получишь ничего нового – ни по сюжету, ни по композиции, даже протагонист всегда как под копирку. Но всё равно читаешь, всё равно смотришь, всё равно интересно.

Лукьяненко знает рецепт. Он универсален – для любого бестселлера, любого блокбастера. Из него даже не делают секрета, потому что рецептом нужно ещё уметь пользоваться: динамическая завязка – развитие действия, постепенно увеличивающее накал эмоций и глубину тайн – масштабная кульминация, с неожиданным поворотом и большим «барабум» ©. «Линия грёз» – очень качественная космическая опера. Она наполнена всей этой мишурой: бластеры, плазмомёты, корабли, катера, космические десатники, наёмники и работорговцы – в общем тем, что так не иллюзорно намекает нам капиталистическую сущность будущего. И даже неотъемлемый атрибут глобального капитализма: глобальный конфликт тоже есть. Только локальность в галактических масштабах – это одна звёздная система, а глобальность – масштаб всей галактики. И война эта была куда страшнее второй мировой – счёт потерь шёл на миллиарды.

В центре повествования, уводящего нас в дальние дали космоса и будущего – Кей Альтос aka Кей Дач. Он харизматичен, мускулист, мужественен и одинок как и подобает настоящему солдату удачи.  Кей Альтос – протагонист по западному образцу, человек, который всё потерял, он циник и мизантроп. Такие почему-то всегда притягивают читательский (зрительский) взгляд.

Но предупреждаю: вы не откроете какого-то другого Лукьяненко. Он, увы, одинаков в любой своей книге: одинаковый протагонист, одинаковые второстепенные герои, одинаковое построение диалогов. В этой книге, пожалуй интересны нечеловеческие расы: разумные рептилии-механоиды, разумные медведи, разумные камни (кстати, небелковая форма жизни), ну и самый цимес книги – бессмертие за деньги! Это же просто квинтэссенция капиталистической организации жизни. Гедонизм, продлённый в вечность, подаренный трансгалактической корпорацией.

Если вы хотите, чтоб ваш мозг отдохнул – читайте «Линию грёз». Если вы любите космическую оперу – читайте «Линию грёз». Если вам нравится Лукьяненко – читайте «Линию грёз». Да и вообще читайте «Линию грёз».

Но ни в коем случае не экранизируйте «Линию грёз»! Режиссёры, вы уже переврали «Ночной дозор» (хоть и сняли его хорошо), и полностью уничтожили «Черновик», а «Азирис Нуна» стал проходным фильмом – его даже никто не заметил. Этот роман требует полёта фантазии, на фантазию у «Госкино» нет денег, а олигархи не дадут вам инвестиций – как вы снимаете шляпу мы уже знаем. Просто дайте нам насладится фильмом в нашей голове.

Шедар.

«120 дней Содома», Маркиз де Сад

Если есть желание окунуться в атмосферу безудержного разврата эпохи Нового Времени – то читайте. Но будьте осторожны. Вам вряд ли понравиться.

Даже не знаю, отражает ли эта книга действительные нравы того времени или это у де Сада такая больная фантазия. Действие происходит в эпоху Людовика XIV – феодалы скоро отживут своё, но в разграблении казны им нет равных. Книга начинается с того, что четверо друзей (двое из которых кузены, кстати) по кругу женятся на дочерях друг друга. Собственно, «по кругу» – это описание их первой брачной ночи, которая у них была одна на восьмерых. При этом в постели они не знали границ под названием «дочь» или «чужая жена». Сам сюжет строится на уединении четырёх друзей в Швейцарском замке, где друзья-любовники устраивают четырёхмесячную оргию, под рассказы прожжённых милф-проституток.

Вы думаете это самое отвратительное, что есть в книге? Ха, как бы не так. Мне попалась книга в формате А4 на сто семьдесят девять страниц. И уже на первых двадцати страницах, кроме инцеста и адюльтера, я встретил: гомосексуализм, педофилию, геронтофилию, отсутствие гигиены и прочие мелкие мерзости человеческого тела.
Позже во всяких ракурсах к этому присоединяется копро, мазохизм, садизм, и в довершение ко всему – некро. Может у кого-то возбуждение и граничит с отвращением, но отвращение – это единственная эмоция, которую я смог испытать. Почему эротоманы так любят эту книгу – мне сложно сказать. В сцене пыток маленькой девочки-подростка нет ничего возбуждающего.

Ко всему прочему могу сказать, что автор слишком витиеват в предложениях, и скуп на синонимы, да и вообще его слог крайне беден. Люди разговаривают одинаково и их стиль не отличаются от стиля автора. Де Сад называет людей «объектами» — и точно так же их называют и персонажи. Помимо прочего вслед за первой частью, французский писатель, видимо, обленился, и все рассказы путан он сводит к тезисному описанию, а под конец он вообще требует от читателя то ли контроля, то ли конспектирования: любые неточности или совпадения писатель эротоман-сопровождает словами «проверьте», «запишите», «составьте таблицу». В итоге у романа нет кульминации – того, ради чего создаётся любое произведение. Четверо извращуг в зверских пытках убивают добрую половину своих секс-объектов, ради которых им пришлось заниматься похищением людей, и возвращаются в Париж – как ни в чём не бывало.

Книгу не советую.

«Ненастоящий детектив»


Книга попала ко мне, можно сказать, случайно, в электронном виде. Жанр, как я понимаю – детектив. Несмотря на свою несклонность к прочтению книг в данном жанре, прочитал быстро, да и объём у неё небольшой. Так же этому способствует и лёгкий слог – словно человек сидит рядом с бокалом пенного и под раки и сушёную рыбку травит байки из жизни.
Книга как раз про это: про байки (точнее про правдивые истории) из жизни. Будни условно-вымышленного детективного агентства подаются с иронией, с правдивой грустью и лёгкой ненапряжностью. Автор знает изнанку современного госкапитализма – видно, что не раз сталкивался на практике с реальным положением дел. Как раз поэтому назвать «Ненастоящий детектив» художественным произведением не получается. Это документально-художественное произведение. Художественное настолько, насколько непосвящённый человек не сможет узнать в нём кого бы то ни было, но в тоже время понять, как в реальности работают люди, и как настоящая жизнь далека от штампов бульварной литературы.

По технике текст тоже хорош. Единственное, что меня смутило – большое количество матов, ибо я считаю ненормативную лексику ограниченной в силу небогатства лексикона. Чего греха таить, я и сам люблю пустить матерком, однако в художественных произведениях мат для меня – табу.

Но, книга, как я полагаю, с ограничением «18+» (дети же у нас, как известно, не матерятся), поэтому за такие дела трудно предъявить претензии. Лёгкий стиль, я думаю, объясняется многолетней тренировкой – автор, как я понял, сам трудился на детективном поприще и лёгкость общения – это из рода профессиональных деформаций. Ну, а как ещё невзначай выведать оперативные данные, как только не задушевной беседой? Это вам не игра в плохого и злого следователя – а уж такие мифы в книге развинчиваются за пару абзацев.

Композиционно книга состоит из коротких и ярких рассказов-пирожков, каждая из которых представляет отдельную историю про нелёгкие дела по защите российских толстосумов. Истории не объединены сквозным сюжетом. По книге лучше всего снимать сериал, если приспичит экранизировать, а я думаю сериала на «Первом» она достойна. Единственное, что кочует из рассказа в рассказ – это детектив Савва и его фирма, не разменивающаяся делами по мелочёвке. Смею заметить, что шаблонных героев и стандартных сюжетных ходов там не будет, как не будет там экспозиций, завязок, кульминаций и всего того, что мы привыкли видеть в художественных произведениях. Эта книга – про жизнь и современность (на что неиллюзорно намекают шутки по совсем недавние события – буквально двух-, трёхмесячной давности), а в жизни разве бывают кульминации?

«Ненастоящий детектив» – это взгляд изнутри и одновременно извне. Хорошее, качественное произведение, сдобренное отменной порцией профессиональной иронии и не заставляющее грустить, как многие другие книги, вгоняющие нас в депрессию своими описаниями того, как всё есть «на самом деле».

Читайте, вам понравится.