Роман Карьера мятежника, Дмитрий Казаков.
Вот и кончен бал, погасли свечи. Последняя книга в цикле прочитана и стало даже как-то немного грустно. Возможно, эта рецензия будет содержать спойлеры, но прятать под кат весь текст, на мой взгляд, не эстетично.
Дмитрий Львович снова на высоте – впрочем, как и всегда. Текст в романе плотный, насыщен событиями, есть неслабая интрига, ради которой всё и затеяно. Однако читательское ожидание, основанное на известном тезисе «Кто был никем – тот станет всем» разрушается. А я ведь уже надеялся, что… Впрочем, не буду раскрывать сюжетных деталей – для этого существует текст произведения. Скажу только, что жалко товарищей главного героя, павшего за други своя – в некоторых моментах я едва не заплакал. И жаль, что не заплакал Егор, ведь с одним из друзей он был более, чем близок. И жаль, что мы так и не узнали историю Макса. Я до последнего ждал раскрытия этой интриги – а ведь во всех предыдущих частях, небольшими намёками нам говорилось, что Макс – персонаж не простой.
Но теперь я оглядываюсь по сторонам и думаю: а может быть, Дмитрий Львович задумал новый цикл, или хотя бы роман, про Макса? А что, я бы почитал. Автор, задумайся, если ты читаешь эти строки!
Ну а теперь я снова уделю некоторое время материальной части. Не скрою, автор пытался написать так, чтоб было правдоподобно. Особенно, что касается тактики и боёвки. И правда, если следить только за сюжетом, то огрехи не бросаются в глаза. Но! Есть вещи, которые попадают в профессиональную сферу читателей, и тут случается конфуз.
Сразу бросился в глаза «портативный амперметр». Возможно, последний раз автор встречал его на школьной лабораторке, там он и правда громоздкий. Однако сейчас используют мультиметры, в том числе с токопроводящими клещами – там тебе и амперметр, и вольтметр, и омметр, и много чего ещё – и всё в одном корпусе, на разные диапазоны токов, сопротивлений и вольтажей.
«Оружейная» часть меня тоже не слабо удивила. Где-то в первой трети текста устами Егора автор сравнивает кремневое ружьё и штурмовое оружие с автоматикой, основанной на отведении пороховых газов. Причём «сравнивает» – не значит анализирует разницу, а почти приравнивает эти две системы, что заставило мои глаза полезть на лоб, и усомниться в компетенции Егора, как оружейника в частности и инженера вообще.
Ещё на автоматах Гегемонии почему-то упоминается курок: «я шагнул в сторону […] и спустил курок». Но какой курок, если в патронах нет МВ, а вместо него – электротяга? Вместо спускового крючка должна быть кнопка, а курка с бойком не должно быть вовсе. Понятно, он мог произнести это по инерции земных мыслей, но как же профессиональная деформация инженера, солдата, оружейника?
Некоторые вопросы тактического плана тоже возникали. Например, почему у них нет балаклав? Тут и наши, земные армии, пришли к этому виду снаряжения не сразу, но тут явно армия потехнологичнее, а балаклава – это и устрашение внешнего вида, и СИЗ органов дыхания. Почему комнаты штурмуются без гранат? Вспомните знаменитую фразу Василия Чуйкова: «Впереди граната, ты – за ней!». Ведь если бы соблюдался этот принцип – во-первых его бы знали все солдаты противоборствующих сторон, а во-вторых, сцена последнего сражения Равуды и Егора выглядела бы по-другому. Почему у танков нет пулемётов? И я сейчас не про курсовой пулемёт, а тот, что на башне. Чем отсекать пехоту от бронетехники или как поражать толпу вояк, не имеющих РПГ, но попавших в мертвую зону пушки? И ещё несколько удивил тот факт, что на оружии нет автоматического подсчёта патронов – в тот момент, когда карта выводится на визор шлема – или, как говорит автор, «забрало» – этот момент почему-то остаётся упущен.
Не удалось избежать и опечаток: «…где держат мою жену и дождь.»
Впрочем, это всё лирика. Конечно, я не могу пройти мимо таких огрехов, ведь я тот ещё буквоед, младший заклёпочник и занудная токсямба. Да простят авторы моё стремление к прекрасному в их книгах.
И вот мы подходим к самому главному. Последний роман цикла завершён и – что дальше? Каким он был, это цикл? Сам автор признавался, что для него это был во многом эксперимент, но программу максимум он не выполнил. Для меня же, как для читателя этот цикл очень даже хорош. Подозреваю, что в том виде, в котором он задумывался, он и получился.
И вот я бы, возвращаясь к тому, с чего начал первую рецензию, поставил бы этот цикл в один ряд с «Чёрным знаменем» и «Оковами разума». «Александр, ты бредишь» – скажете вы. Но нет. Эти произведения работают в разных поджанровых нишах, но каждая в своей нише она выполнена максимально качественно. Возможно, этому циклу не хватило чего-то, не связанного напрямую с текстом, пиара должного, может быть, но он хорош. Здесь автор по максимуму применяет весь набор инструментов писательского ремесла – и они работают.
А что там скажут большие мужи, обременённые академическим знанием или должностью в больших жюри – мне всё равно. Я так чувствую.