Вот и всё!

Роман Карьера мятежника, Дмитрий Казаков.

Вот и кончен бал, погасли свечи. Последняя книга в цикле прочитана и стало даже как-то немного грустно. Возможно, эта рецензия будет содержать спойлеры, но прятать под кат весь текст, на мой взгляд, не эстетично.

Дмитрий Львович снова на высоте – впрочем, как и всегда. Текст в романе плотный, насыщен событиями, есть неслабая интрига, ради которой всё и затеяно. Однако читательское ожидание, основанное на известном тезисе «Кто был никем – тот станет всем» разрушается. А я ведь уже надеялся, что… Впрочем, не буду раскрывать сюжетных деталей – для этого существует текст произведения. Скажу только, что жалко товарищей главного героя, павшего за други своя – в некоторых моментах я едва не заплакал. И жаль, что не заплакал Егор, ведь с одним из друзей он был более, чем близок. И жаль, что мы так и не узнали историю Макса. Я до последнего ждал раскрытия этой интриги – а ведь во всех предыдущих частях, небольшими намёками нам говорилось, что Макс – персонаж не простой.

Но теперь я оглядываюсь по сторонам и думаю: а может быть, Дмитрий Львович задумал новый цикл, или хотя бы роман, про Макса? А что, я бы почитал. Автор, задумайся, если ты читаешь эти строки!

Ну а теперь я снова уделю некоторое время материальной части. Не скрою, автор пытался написать так, чтоб было правдоподобно. Особенно, что касается тактики и боёвки. И правда, если следить только за сюжетом, то огрехи не бросаются в глаза. Но! Есть вещи, которые попадают в профессиональную сферу читателей, и тут случается конфуз.

Сразу бросился в глаза «портативный амперметр». Возможно, последний раз автор встречал его на школьной лабораторке, там он и правда громоздкий. Однако сейчас используют мультиметры, в том числе с токопроводящими клещами – там тебе и амперметр, и вольтметр, и омметр, и много чего ещё – и всё в одном корпусе, на разные диапазоны токов, сопротивлений и вольтажей.

«Оружейная» часть меня тоже не слабо удивила. Где-то в первой трети текста устами Егора автор сравнивает кремневое ружьё и штурмовое оружие с автоматикой, основанной на отведении пороховых газов. Причём «сравнивает» – не значит анализирует разницу, а почти приравнивает эти две системы, что заставило мои глаза полезть на лоб, и усомниться в компетенции Егора, как оружейника в частности и инженера вообще.

Ещё на автоматах Гегемонии почему-то упоминается курок: «я шагнул в сторону […] и спустил курок». Но какой курок, если в патронах нет МВ, а вместо него – электротяга? Вместо спускового крючка должна быть кнопка, а курка с бойком не должно быть вовсе. Понятно, он мог произнести это по инерции земных мыслей, но как же профессиональная деформация инженера, солдата, оружейника?

Некоторые вопросы тактического плана тоже возникали. Например, почему у них нет балаклав? Тут и наши, земные армии, пришли к этому виду снаряжения не сразу, но тут явно армия потехнологичнее, а балаклава – это и устрашение внешнего вида, и СИЗ органов дыхания. Почему комнаты штурмуются без гранат? Вспомните знаменитую фразу Василия Чуйкова: «Впереди граната, ты – за ней!». Ведь если бы соблюдался этот принцип – во-первых его бы знали все солдаты противоборствующих сторон, а во-вторых, сцена последнего сражения Равуды и Егора выглядела бы по-другому. Почему у танков нет пулемётов? И я сейчас не про курсовой пулемёт, а тот, что на башне. Чем отсекать пехоту от бронетехники или как поражать толпу вояк, не имеющих РПГ, но попавших в мертвую зону пушки? И ещё несколько удивил тот факт, что на оружии нет автоматического подсчёта патронов – в тот момент, когда карта выводится на визор шлема – или, как говорит автор, «забрало» – этот момент почему-то остаётся упущен.

Не удалось избежать и опечаток: «…где держат мою жену и дождь

Впрочем, это всё лирика. Конечно, я не могу пройти мимо таких огрехов, ведь я тот ещё буквоед, младший заклёпочник и занудная токсямба. Да простят авторы моё стремление к прекрасному в их книгах.

И вот мы подходим к самому главному. Последний роман цикла завершён и – что дальше? Каким он был, это цикл? Сам автор признавался, что для него это был во многом эксперимент, но программу максимум он не выполнил. Для меня же, как для читателя этот цикл очень даже хорош. Подозреваю, что в том виде, в котором он задумывался, он и получился.

И вот я бы, возвращаясь к тому, с чего начал первую рецензию, поставил бы этот цикл в один ряд с «Чёрным знаменем» и «Оковами разума». «Александр, ты бредишь» – скажете вы. Но нет. Эти произведения работают в разных поджанровых нишах, но каждая в своей нише она выполнена максимально качественно. Возможно, этому циклу не хватило чего-то, не связанного напрямую с текстом, пиара должного, может быть, но он хорош. Здесь автор по максимуму применяет весь набор инструментов писательского ремесла – и они работают.

А что там скажут большие мужи, обременённые академическим знанием или должностью в больших жюри – мне всё равно. Я так чувствую.

Вояка среднего звена

Редкий случай, когда сиквелы могут держать планку предыдущих частей. На мой взгляд, «Вояка среднего звена» — самый мощный из первых трёх романов цикла . Роман не просто держит планку, он её завышает. Мне кажется, что герой сильно возмужал, укрепился как личность, но дело не только в этом. Автор смог сделать третий роман максимально динамичным, клифхенгеры – фу, какое мерзкое слово – максимально выпуклыми, а опасности – максимально суровыми.

Порадовало, что Равуда отошёл на второй план. На самом деле непонятно, почему его не отдали под трибунал после драки в казарме во второй части. Его бы вряд ли расстреляли, конечно, но целая центурия свидетелей могла бы всё подтвердить. Или просто Егор не подал рапорт, или как это положено в ВС Гегемонии? Ведь он намеревался вернуться, а значит нужно было максимально использовать возможности по устранению врага. Мне кажется, в четвёртом романе Равуда должен обрести некоторую иную ипостась и напрямую использоваться против Егора более могущественными силами, ведь и Егор, судя по всему тоже переходит на качественно новый уровень. Но тут «будем почитать».

 Да и говоря о трибуналах, уже и в этом романе Молчун мог спокойно отправиться под арест после стычки в джунглях Бриа. Кстати, вопрос: если браслеты фиксируют успехи, то почему они не фиксируют и промахи? Те же драки между владельцами браслетов и нападения на своих?

Продолжая тему браслетов, хотелось бы спросить: браслеты участвуют в мелкой бюрократии центурии? Насколько я знаю, в ВС РФ начиная на уровне командиров рот ведутся некоторые журналы по учёту личного состава, учёту оружия и т.д. Устами Егора автор ничего не говорит о подобном, но и не упоминает, что система, куда встроены браслеты, как-то учитывает это автоматически. Понятно, что ВС РФ и ВС Гегемонии – разные вещи, но я так понимаю, что-то ведь бралось за аналог? Конечно, в условиях, в которые попал Егор, не до бюрократии, он с ней просто не успел ознакомиться. Но как я понял, его даже не ознакомили с подобной необходимостью.

Приём «Возвращение в разрушенную локацию» весьма порадовал. И напомнил всем известный шутер «Call of Duty». Дмитрий Львович вряд ли играл в такое, но метод использовал. Хотя, зная товарищей из «Activision», они могли и сами подсмотреть этот приём где-нибудь. Но у автора получилось вполне «по-шутерному». Взять хотя бы момент, где Егор протискивается между двумя стенками. В играх такие моменты вызывают приступы неконтролируемой клаустрофобии, ну а писательское мастерство Дмитрия Львовича рисует не менее выпуклую картинку, от чего клаустрофобия меня застала и при чтении романа.

Так же видно, что автор несколько «прокачался» в тактике перед написанием текста. Во всяком случае, поведение Егора как командира роты и отдаваемые приказы не вызывают вопросов.

А вот моя любимая матчасть… Да-а-а… Тут опять твориться что-то непонятное.

Сперва под мою горячую руку опять попался станок. Автор ещё в прошлой книге упоминает некую «рабочую поверхность», но откуда она у станка – мне не ведомо. Рабочая поверхность есть у верстака или стола, а у токарного станка – две бабки, и станина, которую Дмитрий Львович перекрестил в «базу» уже в этой книге. Да и ремонт глушителей, вызвал очень большие сомнения. Зачем они в автоматах Гегемонии, где для выстрела не детонирует порох – не понятно. Какое пламя или шум глушит это устройство? Да и потом, разве можно так обходиться с глушителем? Вообще это достаточно точная деталь, с неуказанными квалитетами не грубее восьмого. А тут они вообще представлены как куски ржавых железяк. Ну и ещё: зачем они тут? Глушитель нужен для ДРГ, а в центурии Егора нет ДРГ. Скорее всего они подчиняются напрямую командованию когорты и пользуются когоротской оружейкой.

Ну а потом пошло-поехало. Самолёты тридцатилетней давности – это конечно интересно. Фишка в том, что как раз в восьмидесятые годы, и даже чуть раньше, конструкция боевых самолётов перешла на новый этап – интегральную компоновку, и остаётся такой до сих пор. Сможет ли автор отличить, например, СУ-27 более чем тридцатилетней давности от СУ-35 две тысячи тринадцатого года, ведь различия в их корпусе минимальны? Вот СУ-57 действительно выбивается из этого ряда обводами крыльев, но вряд ли Дмитрий Львович имел его ввиду, когда писал данный текст.

Ну и дальше по мелочи. Фраза «…а вот сверла толстые, по бетону…» выглядит несколько странно, так как свёрла по бетону отличаются не толщиной, а твёрдосплавной напайкой. Потом называет подгузники памперсами – ну это как называть копиры ксероксами, если вы понимаете, о чём я. Затем почему-то отделяет спецназ от ДРГ («таким вооружают даже не части специального назначения, а диверсантов»), хотя войсковой спецназ как раз и занимается диверсионной работой. Ну и в довершение автор приводит целый абзац, где описывает как зачищать и соединять провода – хотя целевая аудитория данной книги, я думаю, представляет, как это делать.

Не обошлось и без опечаток: «снайперы или снайперы», «Я очень сокучился».  В одном месте пропущены кавычки в имени собственном «…раздевал ее под песню Lady in Red…». В другом глаз резанул повтор: «Автомат болезненно уперся в брюхо, рюкзак болезненно ударил по затылку». Над фразой «высвободил собственную конечность» я люто хохотнул, да и конечности там ещё упоминаются через две или три страницы. Ну и англомусор, как же без него: «…у Макса — бунтующего тинейджера…»

И кстати, про Макса. Здесь уже моё субъективное читательское ИМХО. Видно, как персонаж взрослеет и становиться серьёзным. Плюс некий ореол загадочности делает своё дело. В будущих книгах для него хотелось бы больше «экранного времени». Да и честно признаться, на хипстера он перестаёт быть похожим уже давно. Он выглядит скорее, как романтизированный гопник, что ли, или что-то в этом роде. На хипстера больше похож Билл, судя по тем репликам, что он издаёт: про демократию и тирана-Путина.

Остаётся только вопрос: как Макс понял, что Егор проворачивает собственные дела? Это внезапная телепатия или мы что-то не знаем про Макса? Тут же дело простое: получаешь приказ и идёшь его выполнять. А что там надо найти – секрет. Разве так не может быть в армии? Поэтому эпизод с «бунтом на корабле» выглядит весьма странным. Надо – значит надо, ведь вы помните фразу из повести «В окопах Сталинграда»: на фронте ничего не знаешь, кроме того, что вокруг тебя происходит.

Ещё пару слов хотелось бы сказать о Фагельме. Точнее о том, как по тексту расставлены признаки её предательства. Я стал подозревать её, когда она потащила Егора заниматься любовью. И полностью убедился в своей правоте, когда на Егора навели сексуальный морок. Когда в тексте упомянули, что Фагельма сняла ботинки – было уже всё понятно. Только есть один момент: текст пишется от имени Егора, а значит он «видит» и замечает тоже, что и читатель. Однако протагонист почему-то до самого последнего момента не может выстроить туже логическую цепочку, что и читатель. А протагонист, который соображает медленнее читателя, может выглядеть для аудитории не всегда привлекательно. Это претензия не конкретно к автору данной книги, это встречается во множестве книг, когда подсказки разбросаны то тут, то там, а ГГ безжалостно тупит.

Что я хочу сказать в итоге. Роман действительно очень хорош, хоть и не обошёлся без огрехов. И как без них, если в тексте просто изобилие событий, а редактор для самиздата – вещь весьма дорогая и не всегда окупающаяся. Что нас ждёт дальше? Дальше, я чувствую, будет не менее интересно, захватывающее и вотэтоповоротно. Автор оставляет читателя с отвисшей челюстью и вешает клифхенгер на целый роман.

Что нас ждёт впереди?

И вновь продолжается бой!

«Командировка в ад» продолжает удерживать планку, взятую первым романом.

Страсти всё так же накалены. Секса стало ещё больше. Смерть – ходит по пятам. Надо сказать, что по части контрастов автор весьма преуспел. Всё перечисленное не просто намешано, оно правильно подано. Не успеешь привыкнуть ко вкусу еды, тут же надо мчаться и убивать. Только вышел из боя – не изволите ли переспать? А после секса – тут же муки и угрызения совести, как плохо, оказывается изменять.

В общем, «автор неплохо так гоняет кровь читателя по организму». ©

Хотя с совестливостью, мне кажется, автор немного переборщил. Любые чувства имеют свойство притупляться. В конце концов, совесть должна была немного угомониться, тем более на войне, в состоянии перманентного стресса и угрозы для жизни. Стресс нельзя как-то пережить, его можно только снять. А угрызения совести – стресс, хоть и меньший, но тоже весьма ощутимый.

Хотя, быть может, я плохо знаю людей и такие правда существуют?

Непонятно, что в сюжете делает Билл? Просто для объёма текста? Не думаю, что автор решился на столько топорный ход. Его мог использовать Равуда, привлечь на свою сторону, используя тупую ненависть на национальной почве, но почему-то нет. Где-то с момента пленения он вообще наглухо исчезает из текста, а в начале текста шутки про Путина выглядят несколько плосковато. Да и почему Егор реагирует на него так остро? Ну, дурачок и дурачок, что с него взять.

Удивил также момент, где Егор, уже будучи десятником, проигрывает в карты и отрабатывая проигрыш, становясь на четвереньки и лая по-собачьи. Оно было бы хорошо, но не пострадает ли при этом репутация Егора как десятника? На мой взгляд, командир должен либо не ввязываться в такое, если есть риск выглядеть недостойно хотя бы по-минимуму, либо только побеждать. Иначе авторитет, даже если и не упадёт, то как минимум пошатнётся.

В середине текста динамика несколько проседает. Брианский плен снабжён множеством подробностей и описаний, что и как устроено, однако избавься от них – ничего не поменяется. Удивительным и внезапным роялем в кустах снабжён и главный герой, у которого почему-то при обыске не изъяли плоскогубцы. Хотя думаю, что это были всё-таки пассатижи, но к матчасти мы перейдём чуть позже. А может бриан – просто дурачки, ведь в той же сцене у тройняшек-веша находятся иголки и нитки. И уж явным дурачком выглядит конвоир, который спрашивает у пленного, который должен остаться даже без ремня и шнурок: «- У тебя же есть инструменты?»

Хотя, по большому счёт, в сюжете изъянов почти нет. Похоже, шахматная партия разыгрывается здесь покруче, чем в «Крови ангелов» того же автора. Вопросов становиться всё больше, а ответов – как голубь чихнул. Разрешаются лишь маленькие, локальные непонятки. Доходит до того, что и жену Егора начинаешь подозревать в связи то ли с Гегемонией, то ли с тайным обществом Трёх Сил, то ли ещё с кем-то. Хотя Юлю я начал подозревать ещё в первом романе.

И да! Разговор о матчасти! О да, да! Мне ли не знать, технологу по машиностроению!

Ну, вы же помните, что Егор – на все руки, и в технике дока? Станок, появившийся в расположении егоровой центурии становиться настоящим экзаменом для автора в части проработки персонажа. Автор уверяет нас, что станок позволяет производить как токарные, так и фрезерные работы. И тут, вроде бы и нельзя поспорить. Действительно, существуют токарные станки, позволяющие фрезеровать – приводным инструментом – получая лыски, пазы, шлицы, и тому подобное. На токарных станках с программным управлением можно, даже не применяя приводного инструмента, получать из прутковой заготовки – шестигранники и квадраты. Но это всё – для деталей и заготовок, имеющих в основе поверхность вращения. А как быть с корпусными деталями прямоугольной формы, заготовки для которых изготовляются литьём или штамповкой? Тут без второго – вертикально-фрезерного – станка не обойтись. Дело в том, что форму поверхностей не отделить от движения формообразования, и Егор должен был как-то упомянуть этот момент. Хотя бы посетовать, что не достаёт второго станка. Автору явно не хватает знаний в области специальной техники. Тут бы ему редактора со специфическими знаниями, или хотя бы бета-ридера, который обладает соответствующим образованием…

А ещё автомат… В то, что Гегемония не знает пороха, как метательного вещества для БЧ, ещё можно поверить. Но проблема в том, что у автоматов Гегемонии есть отдача и у них есть звуки выстрелов, которые автор не описывает, как специфические, не похожие на выстрелы земного оружия. В то, что у них есть отдача – поверить можно, закон сохранения импульса никуда не деть, но будет ли она такой же большой, как у земных автоматов? А ведь и про неё не сказано, что она меньше, а значит сравнима с тем же Калашом, из которого Егору Андрееву доводилось стрелять хотя бы раз. Да и сразу два расходника: и пули, и аккумулятор – выглядят весьма сомнительно. И если уже нет пороха, то почему не применять жидкое метательное вещество, а механизм приводить в движение избыточным давлением жидкости?

Быть может, я придираюсь? И слишком многого хочу от Егора как от литературного персонажа, приписывая ему знания и умения реальных людей?

Ну и ещё коснулся бы технических моментов самого текста. И в первом во втором романе в тексте от автора есть много мест, где пропущены пробелы. Ошибки конвертации или автор подстраивает таким образом стиль под прямую речь Егора – пока не понятно. С равной вероятностью это может быть и то, и другое. А вот опечатки… «Кирокоров» вместо «Киркоров» прям резанул глаз, но ведь такое Word, вроде бы, должен был подчеркнуть. Хотя, может оно и тут – неспроста?

Ладно, меня как-то опять понесло на отрицательное – о котором, почему-то всегда хочется сказать немного больше, чем о хорошем.

Вторая часть ещё больше зажимает пружину сюжета – которая выстрелит, я надеюсь, уже скоро. До цели Егора всё ещё остаётся далеко, и ни на один вопрос ответ так до сих пор и не получен.

Читаем дальше.

Роман здесь: https://author.today/work/171455

Эта книга могла бы рекламировать «Олд спайс»

«Мужская работа«, роман. Автор — Дмитрий Казаков.

Первая мысль, возникающая при прочтении: «Это настолько плохо, что даже хорошо!» По началу просто диву даёшься: «А это точно тот самый Казаков?» Ну, тот, который «Чёрное знамя» и «Оковы разума»? Очень сложно сопоставить этих двух Казаковых в голове, даже будучи знакомым лично, хотя понимаешь, что этот один и тот же автор. Дмитрий Львович напоминает вратаря Филимонова – того, который пропустил от Украины, помните? Он тоже завершил карьеру, а потом ушёл в пляжный футбол, стал чемпионом мира – и опять завершил карьеру. А потом опять пришёл в 11×11, и, начав с КФК, опять вышел в Премьер-лигу, набрав по пути ещё два трофея в низших лигах. Вот и Дмитрий Львович, сначала завершил карьеру писателя, а теперь снова начал – с боевичков категории «B».

Хотя, тут даже не «B», тут «C», наверное. Может быть на границе. Есть некоторые вещи, в которых узнаешь руку мастера, и понимаешь – Дмитрий Львович делает это, потому что без этого не бывает произведения. Но, в то же время, это подано настолько топорно, что возникает не иллюзорные подозрения в нарочитости такой подачи. То есть непонятно – это сделано так, потому что Дмитрий Львович не продумал некоторые моменты и пустил на самотёк, или специально продумал их такими? Типичный пример – дверь в российском офисе «Гегемонии». Она появляется из ниоткуда, и ладно бы, если б на ней не заострили внимание. Но автор нарочито, устами главного героя, подчёркивает – что её тут раньше не было. Это вообще похоже на жанровое клише, если только не слабая попытка его высмеять.

И вроде бы и главный герой неплохой, с литературной точки зрения – вот и цель, вот и внутренний конфликт, да ещё какой! Но, опять же, какова подача: практически копипастой, одним и тем же предложением в разных местах. Антураж войны – сошедший с картинок про Вьетнам, но при этом похожий больше на возню в песочнице, а не на межпланетный конфликт. Тот же линкор, опускающийся на планету – зачем? Местные могли бы нанести пару тактических ракетных ударов – и вспоминай как звали. Впрочем, могу предположить, что и это – клише, без которого автор не смог обойтись, даже если б хотел.

Конфликт с антагонистом похож на школьный – аж до зубного скрежета. Главный негодяй – альфа-самец с двумя подпёрдышами. С психической травмой, попавшей в неокрепшую голову. Такой конфликт вполне себе имеет место быть, но не в боевом же подразделении! Откуда взяться боевому слаживанию, если, как только окончен бой – личный состав готов перестрелять друг друга на почве личных конфликтов? Это самый большой вопрос, и одновременно – главная удача произведения. В жизни – неважно, в космосе или на планете Земля – такое невозможно. Но не будь конфликта – не будет и произведения. Читатель следит за ним, и ему нравится, и неважно, что он неправдоподобен: все переживали подобное хоть раз в школьный период. Ну или наблюдали со стороны, и не имеет значения, что есть условия, при которых ему либо вообще неоткуда взяться, либо конфликтующих разводят по подразделениям, выполняющим разные боевые задачи.

Любовные линии здесь, конечно те ещё. Межрасовый секс подан, конечно, с избытком, причём этот не тот межрасовый секс, который мы привыкли видеть на Порнохабе. Это настоящий межрасовый секс, хоть и расы здесь максимально антропоморфны. Но три молочных железы – это пять, я считаю. Кто знает, может быть это отсылка к фильму «Вспомнить всё»? Но ситуация, при которой на главного героя бабы липнут как пчёлы на мёд, хоть и по-разному его оценивая, кажется неправдоподобной. Впрочем, автор попадает в целевую аудиторию, давая хоть и скупые, но точные описания сексуальных сцен.

Возвращаясь к теме женщин, надо сделать некоторые ремарки. Автор упоминает, что жена протагониста не заводит соцсетей, чтоб не получать дикпики в личку, но чтоб получить подобное надо ещё постараться – состоять в группах с «клубничкой», иметь аудиторию больше средней, попадать в рекомендуемое. Имея закрытый аккаунт и аудиторию, состоящую из друзей и родственников, получить сообщение от извращенца практически невозможно. Ну и проживание солдат-женщин и солдат-мужчин в одном помещении вызывает определённые вопросы – в реальной жизни это очевидно вызовет волну насилия и всплеск венерических заболеваний, а вопросами предохранения, как я понимаю, герои произведения заботятся слабо.

То есть, к чему я веду. Произведение не ново ни в чём. Оно вобрало в себя множество клише из специфической мужской литературы, перекомпилировав их в некоторой новой пропорции. Люди, читающие такое, знают, на что идут, какую книгу берут в руки – она не предназначена для глубоких раздумий. Автор не тешил себя иллюзиями – да в общем и не стремился к этому – что «Мужская работа» заденет фибры чьей-то души и заставит задуматься о чём-то серьёзном. «Мужская работа» – чистое развлекалово для тестостероновой аудитории.

Именно поэтому я и говорю, что книга могла бы рекламировать «Олд спайс» – она настолько мужичайшая, что не раскидывается описаниями и оттенками внутренних переживаний. От того и получилось, что примерно половина комментариев – это «Бред» и «Картон». На мой взгляд, всё тоже самое могло быть подано несколько иначе, более развёрнуто и глубоко. Но то ли Дмитрий Львович и вправду не заморачивался, то ли в угоду целевой аудитории действительно кое-чем пренебрёг. Хотя и я имею стойкое убеждение, что книги данной категории могут и должны быть написаны, пусть даже и основываясь на жанровых клише, но имея хотя бы их какое-то логическое оправдание, а в части персонажей – имея более глубокую психологическую проработку.

Впрочем, «Мужская работа» и без этого имеет явный коммерческий успех, а значит методы, применяемые автором – работают. А вот будут ли работать методы, предложенные мной – неизвестно.