«Главный конструктор» vs «Танки»

Сейчас я расскажу о двух фильмах. Вообще это какая-то странная тенденция – снимать по два фильма об одном и том же, экранизировать два раза одно и тоже произведение (это я сейчас не про ремейки). Вот, дважды экранизирована повесть Эммануила Казакевича «Звезда», дважды – «А зори здесь тихие…», дважды – «Двенадцать стульев», даже историю побега из лагеря «Собибор» экранизировали дважды. Теперь подобная участь коснулась и известного пробега главного конструктора Михаила Кошкина, отца танков Т-34, из Харькова в Москву и обратно на двух своих танках – чтоб доказать их эффективность и отказоустойчивость и одновременно провести полевые испытания.

«Главный конструктор» снят очень хорошо. Март показан таким, каким он был в те годы – жёстким и морозным, почти до последних своих чисел – зимним месяцем. Танки идут по заснеженной территории, сквозь белую тайгу средней полосы, преодолевая лютый холод и ветер. Именно на пути в Москву Михаил Ильич Кошкин подхватил воспаление лёгких, которое в итоге и стоило ему жизни – он так и не увидел запуска своих машин в серию. Игра актёров хороша, их поза, мимика и разговоры построены так, что кажется будто камера выхватила в центре разговора. Диалоги здесь мне нравятся особо: эти обрывки несказанных слов, взгляды, сопровождаемый мимикой и жестами – видно, что актёры действительно вживаются в образ, им веришь. Особое удовольствие доставляется невысказанная любовь между Кошкиным и Галиной Степарь, женой начальника производства – сыгранная без всякой пошлости, одними взглядами и музыкой. Кошкина здесь играет Борис Невзоров – играет отлично, хотя внешнего сходства с Михаилом Ильичом ему не достает. Однако это с лихвой перекрывается его отличной актёрской работой. Фильм снят без лишнего пафоса и трагедийности, в основе – напряжённая работа советских простых людей на благо родины. Из всего патетичного – только музыка, да и та сопровождает только кадры движения танков. Режиссёр фильма – Владимир Семаков.

Фильм «Танки» заснят режиссёром Кимом Дружининым, который в своё время вместе с Андреем Шальопой явил миру «Двадцать восемь панфиловцев». И если «Двадцать восемь панфиловцев» не вызывает нареканий по части исторической правды и игры актёров, то «Танки» заставили меня задуматься: а куда же катиться российский кинематограф? Для роли Михаила Кошкина подобрали Андрея Мерзликина – как выясняется в ходе финальных титров они с Кошкиным похожи как братья. Кроме того, танки здесь – точные копии первых образцов, со сварными башнями, а в «Главном конструкторе» используется поздняя модификация конца войны Т-34-85. В «Танках», также как и в «Главном конструкторе» боевые машины маркированы цифрами «1» и «2», вместе с ними в дорогу отправляется ЗИС, обе машины идут, развернув башни назад, под накрытием тентов. Собственно, на этом и заканчиваются преимущества фильма Дружинина. Правда, фильм сопровождается дисклеймером, что многие «сюжетные линии вымышлены», но придумать то чего не было – это одно, а подать это так, чтоб верилось – это совершенно другое. Такого попрания логики и здравого смысла я давно не встречал, даже в забугорных супергеройских фильмах.

Начнём с того, что март у Дружинина очень странно похож на июнь: везде листва, тепло, все ходят в летнем. Ну, или этот метод чтоб показать обнажённую Аглаю Тарасову (а то же иначе сложно показать любовь НКВДшника!), купающуюся в лесном пруду? Куда же сегодня без обнажёнки! То, что при этом Лида (героиня Тарасовой) выходит сухой из воды, и одежда не липнет к её мокрому телу – никого не смущает.

Вслед за танками из Харькова отправляется и отряд гитлеровских диверсантов, целью которых является саботаж пробега Кошкина. И если учесть, что отряд отправился не одновременно с танками, а спустя некоторое время, да ещё и на лошадях, то очень странным выглядит тот факт, что под Белгородом фа?шики всё же нагоняют боевые машины. Однако планам гитлеровцев не суждено сбыться: на танки нападают… белоказаки!

Мало того, что белоказаки под Белгородом – это несовпадение территориальное, так ещё и существенный анахронизм. Как эти гаврики смогли за двадцать лет сохранить неизношенной форму, очень похожую на образцы первой мировой (не буду утверждать, что идентична, тут тоже есть сомнения), но пройти через репрессии к контрреволюции 1920-х, ягодщину и ежовщину, основать поселение с бабами и детьми – это вопрос особый. Мало того, одному из этих недобитков на вид всего лет двадцать, однако на его груди вместе с эполетами и аксельбантами (тоже вопрос – а на кой?) красуется георгиевский крест. Где он его добыл и зачем носит – вопрос к больной фантазии… кого? Режиссёра? Сценариста? Художника по костюмам? Да и ещё момент – как они умудрились вскрыть люк танка шашкой?

Дальше – больше. Гитлеровцы, увидев, как их добычу пленили какие-то непонятные пассажиры сначала предпринимают провальную попытку выкупить танк. Предводитель банды неразумно отказывается, будто может найти ещё покупателей в стране с сильнейшим аппаратом госбезопасности. После чего диверсанты вступают с белоказаками в бой. На сторону контры внезапно встаёт один из танков, который поправ все законы логики, возит в себе один снаряд – на «всякий случай», и поражает гитлеровцев насмерть. Мало того, что снаряды в мирное время – вещь подучётная, так ещё и техника и боевой запас оказываются вместе только в войсках. Но логика – не подруга Дружинина. Тенты рвутся ко всем чертям, маскировка секретной техники идёт по бороде. Контры снабжают Кошкина горючкой и танки едут дальше.

Однако приключения героев на этом не заканчиваются. Гитлеровцы посылают ещё один отряд, более продвинутый («Активируйте Шульца!»). Визуальный ряд нападения отряда Шульца на танки заставляет вспомнить «Безумного Макса». Ну, а сцена сражения тридцатьчетвёрок с артиллеристами РККА – это просто вишенка на торте. Хорошо, хоть создателям фильма хватило ума ввести момент, когда об этом бое докладывают Жукову.

Кроме того фильм вызывает всякие вопросы по мелочам. Игра актёров вызывает очень много вопросов. Диалоги как будто пародируют патетичные разговорные штампы кинематографа 30-х–60-х годов, и всё это сопровождается невероятно патетичной музыкой в духе игры «Блицкриг».

В довершение своего отзыва на фильм «Танки» у меня остаётся лишь один вопрос: как заставить мои глаза больше не кровоточить?

Про запрет профессионального футбола

Тут надысь ссылку прислали на Пикабу: https://m.pikabu.ru/story/polovina_rossiyan_vyistupila_za_zapret_professionalnogo_futbola_5900128

Цитата: «Исследовательский центр портала Superjob.ru провел опрос, в котором предложил респондентам ответить на вопрос, нужно ли запретить в России профессиональный футбол и освободившиеся деньги направить на развитие детского спорта.49% всех опрошенных респондентов ответили утвердительно».

А теперь у меня вопрос: почему люди никогда не задумываются над последствиями популистских решений?

Вот представьте, в детский футбол будет направлен денежный брандспойт. Секций станет на порядок больше, они будут более качественными. Но. Куда потом девать этих всех футболистов? Парни ведь ничего не будут уметь, кроме как играть в футбол, ведь в каждой секции и спорт-интернате готовят именно профессионалов. Да и за границей не нужно столько легионеров из России, у них и свои есть. Создавать любительский чемпионат, качество игры которого ещё хуже чем профессионального  не годится — в ущерб тренировкам пацаны пойдут искать работу, а тренироваться после работы не тоже самое, что тренироваться вместо работы.

Что в этом случае будет со сборной, как она будет играть и выглядеть — сами думайте.

Собибор

Хочется что-то сказать об этом фильме, но что-то ничего не приходит на ум.

Как удивительно меняется характер и поведение человека перед лицом унижения и смерти.
 
Никакие фильмы ужасов неинтересны, когда ты знаешь ужасы человеческие.

Сплит

Если вы любители острых хорроров с уклоном в глубины человеческой психики – то это фильм для вас. Если же вы любители леденящих триллеров, то однозначно советую. «Сплит» — он и хоррор и триллер одновременно: в фильме два главных героя, это и девушка с тяжёлым детством, загубленным дядей-педофилом, внезапно ставшая жертвой маньяка с дисоциативным расстройством личности, и сам этот маньяк, получивший свой недуг как итог несчастного детства.

К фильму очень сложно придраться основательно. Пожалуй вопросы оставляет лишь изменение биохимии тела больного в зависимости от прихода той или иной личности. Во всяком случае интернет не даёт примеров таких случаев – за всю историю наблюдений начиная с конца 18го века. Даже у самого маньяка Кевина начисто отрубает память о произошедшем когда он возвращается в своё исходное состояние. Остальное же: игра актёров, художников, сценаристов, операторов и прочее – не вызывает у меня нареканий. Я непритязательный зритель, но всё сделано на том уровне, когда не задумываешься о том как это сделано.

Финал фильма – открытый, что оставляет надежду на продолжение. Кевин (или всё же Зверь?) выживает после расстрела в упор из дробовика и готовиться убивать дальше. Ну а камео Брюса Уиллиса в роли Девида Данна, являющаяся одновременной паскахлкой к фильму «Неуязвимый» даёт право предполагать, что действие полотна происходит в той же вселенной. Может, когда-нибудь мы всё-таки увидим схватку Девида Данна и Кевина Крамба?

«Метеор» на ринге

Фильм «Тренер» — отличный фильм. Вообще, я люблю спортивные фильмы. А футбол – это вообще моя страсть, моя любовь и моя боль. Я не мог не пойти на это кино. Те, кто ругает этот фильм за излишнюю сказочность – ну, извиняйте. Тогда за излишнюю сказочность вам стоит ругать и английский «Лестер», и сборную «Исландии», и клуб «Шахтёр» из посёлка Пешелань, который чуть не навалял «Шиннику» в 1/32 кубка России в 2015 году. Или вам кажется, что фильмы «Гол» и «Гол-2» — не сказка? Если они – не сказка, тогда почему «Тренер» является сказочным? Ну, почитайте историю Марата Быстрова – как он сам прогрессировал не надеясь даже попасть в ПФЛ,  и где играет сейчас. Вам стоит и вправду почитать интервью Данилы Козловского – фильм снят очень по-футбольному. Привычки, повадки, слэнг футболистов, окружающая их действительность. Я, как человек поигравший в любителях достаточно долго и пристально следящий за футболом профессиональным скажу так: фильм достоин занять своё место среди любимых зрителем полотен. «Нет драматургии», «банален сюжет» — будут возгласы. Ну так спортивные фильмы и не отличаются глубиной сюжета и тайной интригой. «Первая перчатка», «Спортивная честь», «Бой с тенью», «Рокки» — общая канва одинакова. Через тернии к звёздам.

Так не бывает, скажете вы. Что футболист-миллионер, который не смог попасть по воротам, не стал алкогольничать, а поехал спасать заштатный клуб из Новороссийска? Здесь стоит внимательно посмотреть. Столешников (главгерой) и вправду страдал хернёй два года – и лишь потом его пригласили в «Метеор». Списанный клуб, получивший в прошлом сезоне лишь немного фарта, приглашает списанного со счетов футболиста в качества тренера. Видимо, Столешников уже успел получить тренерскую лицензию, дающую ему право работать в ФНЛ на данном посту – и это осталось вне сюжета. Хотя, все мы знаем, как получаются данные лицензии: стабильно ходишь на лекции, заказываешь контрольные специалистам по профилю – и вуаля. В общем для ФНЛ – нормальная практика.

Футбол в российской глубинке показан правдиво. Старый стадион, хоть и с ремонтом в помещениях, три червя на трибунах, фанаты со стандартными кричалками, калымщики футболисты потерявшие всякую веру в футбольную карьеру и тренер-ровесник – всё это так и есть. Футбольное болотце, которое Юрий Столешников превращает в озеро настоящего, качественного футбола своим профессиональным подходом к делу. Да, чудеса случаются.

Честно сказать, не нашёл ничего такого, за что бы я мог упрекнуть фильм в неправдивости. Ну, оказалась ник селу ни к городу достаточно шаблонная любовная линия – ну, куда же без неё… Полотнища на трибунах с портретом отца главгероя – да, фаны такое могут запросто. Камбэк в финале кубка. Тренер, заводящий трибуны на поддержку (совсем недавний пример: «Ливерпуль» и его тренер Юрген Клопп, в прошедший вторник заводящий домашние трибуны в полуфинале Лиги Чемпионов в матче против «Ромы»). Фильм, помимо прочего наполнен пасхалками к настоящим событиям в футболе. Мне, например, как болельщику волгоградского «Ротора» очень понравилась отсылка к шутке Виктора Прокопенко: «Что главное в танке? Не обосраться!». Он задвинул её в раздевалке «Ротора», когда тот играли на выезде против «Манчестера Юнайтед». Думаю, что фанаты многих клубов найдут и другие отсылочки к легендам своих клубов.

Единственное, что осталось мне непонятным – это дозаявка Столешникова перед самым финалом кубка. Да, он был свободным агентом, но даже дозаявка свободных агентов не происходит без трансферного окна. К тому же он не играл к тому моменту чуть больше двух лет – и вот так запросто заработать пеналь в финале, да ещё играя против сверхмотивированных защитников, находящихся на пике формы…

Что ж, фильм затронул все футбольные фибры моей души. Если вы любите футбол так же, как и я, то «Тренер» — это ваш фильм.

Повторы

Похоже, я понял возможную причину, по которой я могу не пройти в издательство.

Повторы. Я их просто не вижу. Я читаю собственный текст и он кажется мне неплохим. Но спустя некоторое время возвращаюсь к нему — и снова вижу повторы. И это происходит столько раз, сколько раз я возвращаюсь к тексту. Тут же никакого корректора не хватит.

Чёрт возьми, я даже в переоптимизированных seo-текстах могу не замечать повторов.

Товарищи по перу, может, знаете, чем помочь? Как научиться видеть это?

И опять мудрость жизни от Кинга

От себя я бы ещё добавил, что разговоры не только отнимают время, но и посредством всяких курсов и марафонов отнимают деньги.

Раньше приходил и брал

Я тут вот чё подумал.

Многие мужчины жалуются. Мол, раньше были времена — не то, что сейчас. Вот раньше мол, приходил женщину и брал. И, типа, раньше вообще у мужчины доступ к сексу был проще. А сейчас наоборот.

Но вот в чём загвоздка. Общество ведь стратифицированно, как и раньше, на классы. В любом случае — являются это классы рабовладельческого общества, феодального и капиталистического. И ведь тот, кто является угнетающим классом, в любом случае имел больше доступов к ништякам, чем класс угнетаемый. Ну, разве можно представить, что обычный крестьянин мог шпилить крестьянских девок без разбора, отнимая потраченное на это время от барщины и дел в собственном хозяйстве. Ну, про рабов и говорить нечего. Это раньше можно было силой, ибо сила была движущий силой тех обществ, а сейчас — деньги.

Приходил и брал — это про феодалов, друзья.

Я еду…

… на прозаический семинар при Петербургской Фантастической ассамблее. Надеюсь, это сделает меня лучше как писателя.