И вновь продолжается бой!

«Командировка в ад» продолжает удерживать планку, взятую первым романом.

Страсти всё так же накалены. Секса стало ещё больше. Смерть – ходит по пятам. Надо сказать, что по части контрастов автор весьма преуспел. Всё перечисленное не просто намешано, оно правильно подано. Не успеешь привыкнуть ко вкусу еды, тут же надо мчаться и убивать. Только вышел из боя – не изволите ли переспать? А после секса – тут же муки и угрызения совести, как плохо, оказывается изменять.

В общем, «автор неплохо так гоняет кровь читателя по организму». ©

Хотя с совестливостью, мне кажется, автор немного переборщил. Любые чувства имеют свойство притупляться. В конце концов, совесть должна была немного угомониться, тем более на войне, в состоянии перманентного стресса и угрозы для жизни. Стресс нельзя как-то пережить, его можно только снять. А угрызения совести – стресс, хоть и меньший, но тоже весьма ощутимый.

Хотя, быть может, я плохо знаю людей и такие правда существуют?

Непонятно, что в сюжете делает Билл? Просто для объёма текста? Не думаю, что автор решился на столько топорный ход. Его мог использовать Равуда, привлечь на свою сторону, используя тупую ненависть на национальной почве, но почему-то нет. Где-то с момента пленения он вообще наглухо исчезает из текста, а в начале текста шутки про Путина выглядят несколько плосковато. Да и почему Егор реагирует на него так остро? Ну, дурачок и дурачок, что с него взять.

Удивил также момент, где Егор, уже будучи десятником, проигрывает в карты и отрабатывая проигрыш, становясь на четвереньки и лая по-собачьи. Оно было бы хорошо, но не пострадает ли при этом репутация Егора как десятника? На мой взгляд, командир должен либо не ввязываться в такое, если есть риск выглядеть недостойно хотя бы по-минимуму, либо только побеждать. Иначе авторитет, даже если и не упадёт, то как минимум пошатнётся.

В середине текста динамика несколько проседает. Брианский плен снабжён множеством подробностей и описаний, что и как устроено, однако избавься от них – ничего не поменяется. Удивительным и внезапным роялем в кустах снабжён и главный герой, у которого почему-то при обыске не изъяли плоскогубцы. Хотя думаю, что это были всё-таки пассатижи, но к матчасти мы перейдём чуть позже. А может бриан – просто дурачки, ведь в той же сцене у тройняшек-веша находятся иголки и нитки. И уж явным дурачком выглядит конвоир, который спрашивает у пленного, который должен остаться даже без ремня и шнурок: «- У тебя же есть инструменты?»

Хотя, по большому счёт, в сюжете изъянов почти нет. Похоже, шахматная партия разыгрывается здесь покруче, чем в «Крови ангелов» того же автора. Вопросов становиться всё больше, а ответов – как голубь чихнул. Разрешаются лишь маленькие, локальные непонятки. Доходит до того, что и жену Егора начинаешь подозревать в связи то ли с Гегемонией, то ли с тайным обществом Трёх Сил, то ли ещё с кем-то. Хотя Юлю я начал подозревать ещё в первом романе.

И да! Разговор о матчасти! О да, да! Мне ли не знать, технологу по машиностроению!

Ну, вы же помните, что Егор – на все руки, и в технике дока? Станок, появившийся в расположении егоровой центурии становиться настоящим экзаменом для автора в части проработки персонажа. Автор уверяет нас, что станок позволяет производить как токарные, так и фрезерные работы. И тут, вроде бы и нельзя поспорить. Действительно, существуют токарные станки, позволяющие фрезеровать – приводным инструментом – получая лыски, пазы, шлицы, и тому подобное. На токарных станках с программным управлением можно, даже не применяя приводного инструмента, получать из прутковой заготовки – шестигранники и квадраты. Но это всё – для деталей и заготовок, имеющих в основе поверхность вращения. А как быть с корпусными деталями прямоугольной формы, заготовки для которых изготовляются литьём или штамповкой? Тут без второго – вертикально-фрезерного – станка не обойтись. Дело в том, что форму поверхностей не отделить от движения формообразования, и Егор должен был как-то упомянуть этот момент. Хотя бы посетовать, что не достаёт второго станка. Автору явно не хватает знаний в области специальной техники. Тут бы ему редактора со специфическими знаниями, или хотя бы бета-ридера, который обладает соответствующим образованием…

А ещё автомат… В то, что Гегемония не знает пороха, как метательного вещества для БЧ, ещё можно поверить. Но проблема в том, что у автоматов Гегемонии есть отдача и у них есть звуки выстрелов, которые автор не описывает, как специфические, не похожие на выстрелы земного оружия. В то, что у них есть отдача – поверить можно, закон сохранения импульса никуда не деть, но будет ли она такой же большой, как у земных автоматов? А ведь и про неё не сказано, что она меньше, а значит сравнима с тем же Калашом, из которого Егору Андрееву доводилось стрелять хотя бы раз. Да и сразу два расходника: и пули, и аккумулятор – выглядят весьма сомнительно. И если уже нет пороха, то почему не применять жидкое метательное вещество, а механизм приводить в движение избыточным давлением жидкости?

Быть может, я придираюсь? И слишком многого хочу от Егора как от литературного персонажа, приписывая ему знания и умения реальных людей?

Ну и ещё коснулся бы технических моментов самого текста. И в первом во втором романе в тексте от автора есть много мест, где пропущены пробелы. Ошибки конвертации или автор подстраивает таким образом стиль под прямую речь Егора – пока не понятно. С равной вероятностью это может быть и то, и другое. А вот опечатки… «Кирокоров» вместо «Киркоров» прям резанул глаз, но ведь такое Word, вроде бы, должен был подчеркнуть. Хотя, может оно и тут – неспроста?

Ладно, меня как-то опять понесло на отрицательное – о котором, почему-то всегда хочется сказать немного больше, чем о хорошем.

Вторая часть ещё больше зажимает пружину сюжета – которая выстрелит, я надеюсь, уже скоро. До цели Егора всё ещё остаётся далеко, и ни на один вопрос ответ так до сих пор и не получен.

Читаем дальше.

Роман здесь: https://author.today/work/171455

К цели

Закончил вычитку большого текста почти на 412 тыс. знаков. Дальше осталось написать синопсис. Синопсис, не сказать, что самое трудное для меня, просто утомительное. Это же как ещё раз этот же роман написать, только в уменьшенном варианте. Потом буду отправлять в издательства.

Думаю, что должны принять. Сейчас, как мне кажется, я выдал свой максимум. Есть ощущение, что писать хуже я уже не буду, но и лучше не смогу. Во всяком случае, я видел, как издают книги, написанные гораздо хуже, чем я писал и до этого.

Если уж не возьмут — буду размещаться на Author.Today. Кстати, если вы там есть — можете добавить меня в друзья. Ссылка на мой профиль есть на сайте в разделе «Контакты». Буду рад.

Подольские курсанты

Современные российские фильмы качеством не блещут, а если говорить о фильмах о войне – тем более. Они, как никакие другие, напиханы это гнилой повесточкой, ну, знаете: «победа вопреки» и ведущая роль православия, со всеми сопутствующими штампами. Но фильм «Подольские курсанты» – не из таких. Конечно, фильм не лишён недостатков, как и любое произведение, впрочем, они вряд ли могут повлиять на общее мнение о фильме.

Начну я, пожалуй, с того, что люди показаны в фильме не «русскими», а «советскими» – на этом сделан очень серьёзный акцент, причём не простым, а поэтическим языком. Думаю, это правильно. Всё-таки Советский союз был многонациональным государством. Мне кажется, это всегда будет не лишним упомянуть: ведь одна из духовных объединяющих сил того времени – сила многонационального единства, сила дружбы народов.

В фильме множество сюжетных линий, главная показана достаточно подробно. За героев можно попереживать, хотя бы поверхностно: зрителям есть с чем ассоциироваться – каждый был когда-то влюблён. Вместе с тем на любви же основан и внутренний конфликт трио главных героев. А уж тут, и вовсе тема проходит надрывно: идёт война, курсантов отправляют на фронт и встретиться ли они хотя бы после того, как отойдут с рубежа – неизвестно. Есть и много побочных линий, у второстепенных героев тоже не обошлось без внутренних конфликтов или хотя бы больших переживаний. Впрочем, мне показалось, что темы некоторых персонажей обрезаны: история того же капитана Старчака обрывается захватом языка с ананасом и далее он не появляется в фильме вообще.

Технически фильм смориться довольно неплохо. В широком ассортименте представлена техника и костюмы тех лет. Хотя, я думаю, заклёпочники найдут к чему придраться. Смею сказать, что для меня всё выглядело более, чем правдиво: техника выглядит, звучит и двигается так, как надо. Что и говорить, удалось победить даже знаменитый советский киноштамп со свистящими бомбами: в «Подольских курсантах» свистят не бомбы, а бочки с просверленными дырками и пикирующие бомбардировщики. Да, и если касаться мелочей, то возвращаясь к Старчаку, следует отметить, что в фильме он воюет с лендлизовским «Томпсоном». Однако не берусь утверждать, что американский автомат был действительно его табельным оружием – на фотографиях из Википедии у него обычный для тех времён ППШ.

Однако без негативных моментов не обошлось, например, без замедленной съёмки в местах, где этого не требует сюжет. При этом стоит отметить, что фильм достаточно «мясной»: попадание пули вызывает фонтан крови, бронещитом орудия рубит ноги, обгорелая кожа показана без прикрас. Здесь, конечно, можно апеллировать к традициям советского кинематографа, где успешно обходились без натурализма. Но стоит отметить, что иногда к нему всё-таки стоит прибегнуть. Может быть, нашему и следующим поколениям по-другому не донести калечащего ужаса войны?

Впрочем, недостатки не умаляют достоинств фильма. Фильм смотрится на одном дыхании. На экране постоянно что-то происходит, каждый кадр сюжетно наполнен, действие не прерывается ни на минуту. Вместе с тем – фильм очень сентиментален, особенно в моментах, где на контрастах показывается трагедия молодого поколения, не знавшего любви, не нюхавшего жизни. У впечатлительных особ такие фильмы вызывают слезу, а «Подольские курсанты» такими моментами просто изобилуют.

И фильм кончается на той же ноте: в кульминации – снова тема самопожертвования советского человека. Смерти ради жизни на Земле.

Эта книга могла бы рекламировать «Олд спайс»

«Мужская работа«, роман. Автор — Дмитрий Казаков.

Первая мысль, возникающая при прочтении: «Это настолько плохо, что даже хорошо!» По началу просто диву даёшься: «А это точно тот самый Казаков?» Ну, тот, который «Чёрное знамя» и «Оковы разума»? Очень сложно сопоставить этих двух Казаковых в голове, даже будучи знакомым лично, хотя понимаешь, что этот один и тот же автор. Дмитрий Львович напоминает вратаря Филимонова – того, который пропустил от Украины, помните? Он тоже завершил карьеру, а потом ушёл в пляжный футбол, стал чемпионом мира – и опять завершил карьеру. А потом опять пришёл в 11×11, и, начав с КФК, опять вышел в Премьер-лигу, набрав по пути ещё два трофея в низших лигах. Вот и Дмитрий Львович, сначала завершил карьеру писателя, а теперь снова начал – с боевичков категории «B».

Хотя, тут даже не «B», тут «C», наверное. Может быть на границе. Есть некоторые вещи, в которых узнаешь руку мастера, и понимаешь – Дмитрий Львович делает это, потому что без этого не бывает произведения. Но, в то же время, это подано настолько топорно, что возникает не иллюзорные подозрения в нарочитости такой подачи. То есть непонятно – это сделано так, потому что Дмитрий Львович не продумал некоторые моменты и пустил на самотёк, или специально продумал их такими? Типичный пример – дверь в российском офисе «Гегемонии». Она появляется из ниоткуда, и ладно бы, если б на ней не заострили внимание. Но автор нарочито, устами главного героя, подчёркивает – что её тут раньше не было. Это вообще похоже на жанровое клише, если только не слабая попытка его высмеять.

И вроде бы и главный герой неплохой, с литературной точки зрения – вот и цель, вот и внутренний конфликт, да ещё какой! Но, опять же, какова подача: практически копипастой, одним и тем же предложением в разных местах. Антураж войны – сошедший с картинок про Вьетнам, но при этом похожий больше на возню в песочнице, а не на межпланетный конфликт. Тот же линкор, опускающийся на планету – зачем? Местные могли бы нанести пару тактических ракетных ударов – и вспоминай как звали. Впрочем, могу предположить, что и это – клише, без которого автор не смог обойтись, даже если б хотел.

Конфликт с антагонистом похож на школьный – аж до зубного скрежета. Главный негодяй – альфа-самец с двумя подпёрдышами. С психической травмой, попавшей в неокрепшую голову. Такой конфликт вполне себе имеет место быть, но не в боевом же подразделении! Откуда взяться боевому слаживанию, если, как только окончен бой – личный состав готов перестрелять друг друга на почве личных конфликтов? Это самый большой вопрос, и одновременно – главная удача произведения. В жизни – неважно, в космосе или на планете Земля – такое невозможно. Но не будь конфликта – не будет и произведения. Читатель следит за ним, и ему нравится, и неважно, что он неправдоподобен: все переживали подобное хоть раз в школьный период. Ну или наблюдали со стороны, и не имеет значения, что есть условия, при которых ему либо вообще неоткуда взяться, либо конфликтующих разводят по подразделениям, выполняющим разные боевые задачи.

Любовные линии здесь, конечно те ещё. Межрасовый секс подан, конечно, с избытком, причём этот не тот межрасовый секс, который мы привыкли видеть на Порнохабе. Это настоящий межрасовый секс, хоть и расы здесь максимально антропоморфны. Но три молочных железы – это пять, я считаю. Кто знает, может быть это отсылка к фильму «Вспомнить всё»? Но ситуация, при которой на главного героя бабы липнут как пчёлы на мёд, хоть и по-разному его оценивая, кажется неправдоподобной. Впрочем, автор попадает в целевую аудиторию, давая хоть и скупые, но точные описания сексуальных сцен.

Возвращаясь к теме женщин, надо сделать некоторые ремарки. Автор упоминает, что жена протагониста не заводит соцсетей, чтоб не получать дикпики в личку, но чтоб получить подобное надо ещё постараться – состоять в группах с «клубничкой», иметь аудиторию больше средней, попадать в рекомендуемое. Имея закрытый аккаунт и аудиторию, состоящую из друзей и родственников, получить сообщение от извращенца практически невозможно. Ну и проживание солдат-женщин и солдат-мужчин в одном помещении вызывает определённые вопросы – в реальной жизни это очевидно вызовет волну насилия и всплеск венерических заболеваний, а вопросами предохранения, как я понимаю, герои произведения заботятся слабо.

То есть, к чему я веду. Произведение не ново ни в чём. Оно вобрало в себя множество клише из специфической мужской литературы, перекомпилировав их в некоторой новой пропорции. Люди, читающие такое, знают, на что идут, какую книгу берут в руки – она не предназначена для глубоких раздумий. Автор не тешил себя иллюзиями – да в общем и не стремился к этому – что «Мужская работа» заденет фибры чьей-то души и заставит задуматься о чём-то серьёзном. «Мужская работа» – чистое развлекалово для тестостероновой аудитории.

Именно поэтому я и говорю, что книга могла бы рекламировать «Олд спайс» – она настолько мужичайшая, что не раскидывается описаниями и оттенками внутренних переживаний. От того и получилось, что примерно половина комментариев – это «Бред» и «Картон». На мой взгляд, всё тоже самое могло быть подано несколько иначе, более развёрнуто и глубоко. Но то ли Дмитрий Львович и вправду не заморачивался, то ли в угоду целевой аудитории действительно кое-чем пренебрёг. Хотя и я имею стойкое убеждение, что книги данной категории могут и должны быть написаны, пусть даже и основываясь на жанровых клише, но имея хотя бы их какое-то логическое оправдание, а в части персонажей – имея более глубокую психологическую проработку.

Впрочем, «Мужская работа» и без этого имеет явный коммерческий успех, а значит методы, применяемые автором – работают. А вот будут ли работать методы, предложенные мной – неизвестно.

С новым 2022 годом!

Дорогие друзья! Сердечно поздравляю всех с новым годом! Желаю всем здоровья, успехов, творческого и профессионального роста! Ура!

Итоги года. 2021

В конце декабря народ любит подводить итоги уходящего трёхсот шестидесяти пятидневного отрезка. Ну и я, как обезьяна, повторяю за всеми.

Буду краток:

1) Стал отцом. Ну, это скорее итог года две тысячи двадцатого, хотя календарно это произошло в январе.
2) В ноябре сел за руль. Не ахти какое достижение, конечно, но как я успел заметить, для многих вождение автомобиля вызывает сакральную оторопь. Хотя сложного, в общем-то, ничего в этом нет. В Волгограде без машины никуда.
3) Несколько улучшил внешний вид и заодно схуднул. Всё благодаря регулярным велопоездкам и занятиям на турнике. Футбол, конечно, принимал здесь участие, но в гораздо меньшей степени. В середине декабря влез в свадебные брюки. Не сказать, конечно, что это было целью, просто: дай, думаю, померю. И офигел. Я девять лет в них не влезал.

Ну и всё. Книг прочитал очень мало, всего четыре, на две не стал писать отзыв. Писал мало: законченных произведений нет – во второй половине года к файлам рукописи даже не прикасался. Фильмов новых, можно сказать, не смотрел – два фильма, на оба есть отзыва блоге. Блог не вёл должным образом. Стримы забросил из-за нехватки времени.

В общем, по-скромному.

Матрица: Воскрешение

Двадцать два года назад первая Матрица изменила мир: она создала новую мифологию, породила канон новой вселенной, заставила ещё раз испугаться войны против машин и навсегда покорила сердца миллионов землян. Четвёртая часть этой франшизы не оставила от духа старого фильма и камня на камне.

Я, однако, вовсе не согласен с тем, что фильм категорически плох. В нём есть очень много интересных находок нового мира: война машин против машин, программы-друзья и машины-союзники, разросшийся город людей и продолжающийся технический прогресс. Нравится Киану Ривз, который в пятьдесят семь лет умело играет семидесятилетнего старика. Неплохо обыграна самоирония, цитирую фильм: «Уорнер браззерс» сделают новую «Матрицу» и без нас», «Матрица – это метафора капиталистической эксплуатации».

Но всё остальное, за что мы любили «Матрицу» — исчезло. Нет фирменного зелёного светофильтра – и если это ещё можно оправдать визуальным различием между новой и старой Матрицей, то где всё остальное? Где фирменное слоумо, задавшее моду на двадцать лет вперёд? Где специфический саундтрек? Почему в фильме почти нет игры с отражениями? Одна сцена не в счёт… Почему, в конце концов, первая половина фильма такая медленная и непонятная, а вторая – такая же непонятная, но чрезмерно быстрая, и напихана событиями так, что монтаж похож на рекламную склейку?

Злодеи, честно признаться, второсортные. Ботов сложно испугаться: они прут как зомбаки на пулемёты, что, впрочем, и есть правда, а герои косят их как в дешёвом шутере. Новый Смит – не брутален, не харизматичен, щекаст и вообще похож на нашего Понасенкова: того и гляди, как запоёт, как наденет красный фрак, как пойдёт щёголем! Новый Архитектор – вообще странный тип: как на духу излагает принципы нового мироустройства, хотя ещё не повержен и должен хотя бы держать марку, сохраняя принципы в тайне. Да и вообще, уж он-то, как главный антагонист, должен скрытым до самого конца – до финальной битвы в финальном фильме.

Да и главный герой остаётся смазанным. Мы смотрим «Матрицу», цепляясь за Киану Ривз в роли Нео. Но разве Нео – протагонист? Готов поспорить, что изначально так и задумывалось, но на эту роль он подходит слабо. В самом начале мы «подключаемся» к нему через «пожалейку», но далее он не меняется. Да, Томас Андресон вспоминает кто он, но Нео так и не развивается до своих прежних способностей, и уже тем более не превосходит их – а ведь протагонист должен как-то измениться к концу фильма. Похоже, что главный герой – Тринити ведь, следуя канону, она – новый избранный, и именно она меняется, приобретая навыки изменения Матрицы «под себя». Но в то же время и нет: у неё отсутствует внутренний конфликт, впрочем, как нет его и у Нео: его сны, и галлюцинации – лишь отголосок конфликта внешнего. Да и составным протагонистом их назвать сложно: как пара они не меняются, не конфликтуют, не выходят на какой-то новый уровень отношений.

И это, что называется «по-крупному». По мелочи здесь можно найти всяких нестыковок и вопросительных моментов. Почему в сцене с мойщицей окон Нео – лыс? Для чего в новой Матрице дублировать сцену из первого фильма, если она ни на что не влияет и повисает, будто ружьё Бондарчука? Кто эти «старые знакомые», почему они все на одно лицо? И это лишь то, вспомнилось сразу.

В общем, «Матрица» уже не та. Она всё ещё жива, но стать культовым фильмом, как первые три, ей уже не светит. Интересные находки размазаны по целому ряду непрофессиональных моментов, уничтожающих всё положительное. «Матрица: Воскрешение» останется проходным боевичком, как говорят, «Категории «B», годным для разового просмотра с попкорном и чипсами.

Подковы разума

Думаете, русский язык — сложный? А может быть — английский? Подписывайтесь на «Подковы разума» — телеграм-канал известного российского писателя-фантаста Дмитрия Казакова. Там точно вы узнаете, что есть языки посложнее. Простым языком и с юмором: о дейксисах, нумеративах, языках выдуманных и искуственных, енисейских группах и многом другом…

https://t.me/podkovy

Дюна

Реж. Дени Вильнёв, 2021 г.

Многие ждали этого фильма с опаской и с надеждой. Некоторый, скажем так, неуспех первых двух экранизаций заставлял подумывать о тенденции неудачи. Более того, я даже слышал высказывания, что роман «Дюна» нельзя экранизировать вовсе.

Но на сцену выходят современные возможности компьютерной графики, именитые режиссёры и актёры с не менее громкими именами. И вот перед нами «Дюна».

Скажу так: с книгой у меня особые отношения. Фантастику я вроде, как и люблю, но до «Дюны» руки не доходили долго. За это удостаивался надменных или презрительных взглядов: мол, какой же ты любитель фантастики, если Дюну не читал. Когда я наконец взялся за неё, то оказалось, что «Дюна» — тяжелее чем кажется. Читал её полгода, некоторые моменты показались затянутыми, другие – нудными, многие – непонятными. И когда начинаешь вслух транслировать впечатления от книги – снова получаешь порцию презрения и непонимания, а ещё – «искренней жалости».

Но вот наступает эпоха новой экранизации. Хотя в целом сюжет и многие нюансы мне знакомы, но мелких деталей я запомнил мало. От того я думаю, что экранизация достаточно близка к оригиналу. Мне кажется, что сохранился дух книги – дух страшного и неизведанного высушенного мира. Вильнёв создаёт его музыкой, режущей звук, жёлтой цветовой гаммой, масштабными пейзажными зарисовками. От того мне кажется, что получается хорошо.

Вопросы, конечно есть, хотя и немного. Например, я немного остался в раздумьях от арракийского планетолога. В книге, насколько я помню это мужчина, и вроде – белый. Тут же это чернокожая женщина. Но в целом это не портит общего впечатления, так как не влияет на сюжет и антураж, видоизменённый персонаж вписывается повествование без всяких проблем. Ну и ещё многие ругают исполнителя главной роли. Мискастинг мол, как это принято сейчас говорить. Мол не брутален, лицом не вышел и всё такое. Ну камон, как говорят французы! Почему-то никто не задумывается, что в таком виде он ещё больше подходит на роль героя, предсказанного в пророчестве, а его субтильность – ещё одно препятствие, которое герою нужно преодолеть.

В целом, конечно, можно рекомендовать к просмотру. Если вы не упоротый фанат «Дюны», конечно. А если упоротый – мне сложно что-то сказать.