Как меня разобрали на семинаре

Безжалостны были все, но сохранилась только рецензия мастера. Приведу целиком — на фото.

Какие я сделал выводы? Мы «баловались» одной цитатой на семинаре, я забыл авторство: «Писать надо лучше!» Собственно, это и был вывод.

Признаться честно, сначала я расстроился. Ненуачо… Моя футбольная команда развалилась, писать, как выяснилось, я не умею, и «на работе полнейший минус» ©.

По осени я беседовал с одним литератором, который привёл мне два тезиса:
1) нужно иметь учителя;
2) нужно показывать тексты опытным литераторам. Возможно тому, кто будет учителем.
Оба тезиса, я сам того не подозревая выполнил на семинаре Петербургской фантассамблее. Я понял практическую пользу этих тезисов когда семинар был уже завершён. Я как-то даже удивился, что «случайно» выполнил их.

Не, ну оказалось всё не так плохо… Судя по практической работе на самом семинаре — способности есть, и надо развивать их. Есть только одно «но». Похоже, в силу специфики работы, во второй раз посетить какой-либо семинар я смогу ещё не скоро — а люди, похоже, не вылазят из них. Некоторые превратились в вечных семинаристов — но разве цель в этом? А у меня нет выбора. Чтоб заниматься в жизни только писательством, писатьхорошо я должен начать уже сейчас. Иного выбора у меня нет.

Такие дела.

Поглаживая коня со странным лицом…

Шутки шутками, но… Надо писать, как выразился один мой коллега-семинарист, «беллетризованный отчёт» о романном семинаре при Петербургской Фантастической Ассамблее (http://www.fantassemblee.ru/). Собственно, чем и займусь. Я прибыл в Волгоград в пять утра и вот сижу. Пишу.

Боже, кое-кто из семинаристов живёт на Кипре и был дома раньше меня… Как утомительны пути в этих поездах…

Начать, пожалуй, стоит с того, что группой семинаристов руководил Дмитрий Казаков (https://kazbooks.com/https://ru.wikipedia.org/wiki/Казаков,_Дмитрий_Львович).

Дмитрий Казаков

С его творчеством я не был знаком. Поэтому, когда оргкомитет семинара вопрошал в какую группу меня определить, есть ли пожелания, я честно признался, что таковых не имею. Да я вообще из современных фантастов я мало кого знаю по текстам: ну, Лукьяненко, Перемолотов, двуединый Зорич – и всё. Ещё Клим Жуков, но Климсаныч знаком мне как историк, его художественных книг я не читал.  Дмитрий, попросив называть его на «ты», сказал, что злой, и авторов разбирает безжалостно. Скажу вам по секрету: мы там все друг друга разбирали безжалостно.

Роман мой разодрали в клочья. Как-нибудь выложу в ЖЖ и на сайте сие – но только от Дмитрия. Как оказалось, письменный отчёт составлял только я и мастер. Разобрали жёстко, каждый – со своей колокольни. Ну, я, конечно, дал маху: послал на семинар текст, сюжет которого задуман в 19 лет. Сюжет, по сути-то бредовый, но от бреда мне было отойти трудно, да ещё меня тянул гештальт в виде работы, незавершённой десять лет назад. Хорошо теперь хоть я точно знаю, как не надо писать.

Но нам всем было весело. Мы довольно жёстко подтрунивали друг над другом, но это вызывало в нас неприязни. Мы очень доброжелательно относились друг к другу, словно пропитавшись неким w-излучением. На основе текстов у нас даже стали складываться собственные мемасы. Но Дмитрий чётко следил за группой: не было разброда и шатаний. Самодисциплина влияла, да, но маэстро надо отдать должное: он – голова, ему палец в рот не клади. Возможно сказалось то, что Дмитрий имеет образование по специальности«Социология управления», а может он просто энергию «ци» применил, чёрт его знает.

В Волгограде уже спрашивают меня, дали мне какую бумажку о том, что я прослушал курс, или нет? Скажу так: мне дали больше: знания. Как работать с персонажами, как не делать «тухлое начало», как сделать прямую речь похожей на речь человеков, как показать обстоятельства, а не рассказать их, как писать аннотации так, чтоб обыватель захотел купить книгу.

А потом была сама Ассамблея со своей плеядой научно-популярных лекций и приятных дружеских бесед. В ходе мероприятия маэстро даже подписал мне книгу. Честно говоря, ещё даже не прочёл подпись – а он писал что-то долго, целое послание оставил. Я обещал прочесть на холодную голову, а теперь думаю: а когда это будет? Роман Дмитрия я обязательно прочту и выложу в ЖЖ отзыв, но прежде — «Улыбка Химеры» Ольги Фикс и «Аэлита» А, Н. Толстого.

Пользуясь случаем, хочу передать привет Яне Матвеевой, Алёне Алексиной, Ирине Кучеренковой и Марку Москвитину.

С новыми силами – к новым творческим победам. Написать роман и даже два – мало, нужно писать их ещё и ещё – чтоб каждый новый был лучше предыдущего.

И снова о «муках творчества»

Вот картинка. Слева — Исаак Бабель, справа — Николай Островский.

Оба — писатели эпохи революции, наверняка подкованные в марксисткой теории.

И вот что говорит Бабель, о творчестве:
«Нужны цепкие пальцы и веревочные нервы, чтобы отрывать от своей прозы, с кровью иной раз, самые любимые тобой, но лишние куски. Это похоже на самоистязание…»

Что, простите? Самоистязание? Неужели ему не было стыдно перед Островским? Человек был прикован к постели, был слеп, тело разлагались когда он ещё был жив, его глаза, даже слепые, болели и ему предлагали их ампутировать, чтоб избавить от боли. И при этом — человек писал, что-то сам, через трафарет, что-то — надиктовывал секретарю.

И это фраза произнесена на фоне утерянных черновиков Островского, которые, как гласит легенда, были специально припрятаны ради бабелевской «Конармии».

Неужели трудности воображения могут сравниться с физическими трудностями? Почему писатели завышают цену творчества?

Я сам поэт, и я не могу этого понять.

Повторы

Похоже, я понял возможную причину, по которой я могу не пройти в издательство.

Повторы. Я их просто не вижу. Я читаю собственный текст и он кажется мне неплохим. Но спустя некоторое время возвращаюсь к нему — и снова вижу повторы. И это происходит столько раз, сколько раз я возвращаюсь к тексту. Тут же никакого корректора не хватит.

Чёрт возьми, я даже в переоптимизированных seo-текстах могу не замечать повторов.

Товарищи по перу, может, знаете, чем помочь? Как научиться видеть это?

И опять мудрость жизни от Кинга

От себя я бы ещё добавил, что разговоры не только отнимают время, но и посредством всяких курсов и марафонов отнимают деньги.

Я еду…

… на прозаический семинар при Петербургской Фантастической ассамблее. Надеюсь, это сделает меня лучше как писателя.

Пять правил

Вот видел интересную картинку:

И я задумался: но ведь последнее правило справедливо для капиталистической среды. А как оно будет выглядеть в среде коммунистической? Как тогда будет выглядеть знакомство людей с новыми произведениями? Как думаете?

Про снобизм

Соцсети как всегда приносят прекрасное. Вот, например: https://vk.com/wall-16480225_15886

Если перейдёте по ссылке, то увидите как ловко можно устроить бурление говн одной лишь фразой. Авторы репоста и сами говорят: «Набросим», что кагбэ намекаэ на возможность траллинга.

Единственное непонятно, вот эта фраза: «8. Быть может после десяти романов сможете стать писателем.» — она и правда отражает мысли автора? Ведь те же классики, у которых автор призывает учиться, сами порой писали по принципу «Лучше меньше да лучше». У того же Тургенева и 10 романов нет.

Иногда паблики, учащие писать, вызывают лишь недоумение…