Двадцать третьего апреля весь мир как всегда осудил интеллектуальных пиратов, однако суть проблемы кроется не только, а может быть, и не столько в жажде наживы, сколько в комплексе процессов, происходящих вообще по всему миру. С продажей нелегального контента и так всё понятно, продажа краденого есть продажа краденого, но и заработок на трафике я бы всё-таки не стал причислять к подобному, во всяком случае поголовно – смею заметить: читая данную заметку у меня на сайте, вы тоже помогаете мне заработать на трафике. Здесь нужно затронуть идейную составляющую.
Дело тут, во-первых, в прогрессе. Прогресс даёт техническую возможность
воспроизводить копии и давать к ним доступ огромнейшей массе населения. Пирату
– будем этих граждан так называть – даже не обязательно иметь цифровое издание,
когда можно листок за листком отсканировать книгу и собрать её в «.djvu» или «.pdf». При определённой сноровке для
этого нужно полдня, ну, день. При существующей возможности украсть – будут
воровать всегда, и разговоры о менталитете или «дозревании» общества здесь
несколько наивны. Как известно, на западе общество дозрело тем, что пиратов
просто пересажали, если не всех, то многих, а за трафиком и контентом следят.
Это вообще аргумент и к разговору о свободном интернете в западных странах.
Ну и во-вторых, дело в идее всеобщего доступа к объектам культуры. Я и
сам приверженец этой идеи, и смею заметить, что для того, чтобы сделать
произведение искусства максимально доступным, нужно сделать его бесплатным.
Многие из тех, кто пиратит книги, придерживаются данного постулата, и более
того, многие из них считают себя если не коммунистами, то социалистами точно.
Именно поэтому я сравнил сайты бесплатного доступа с публичными библиотеками –
в России, слава богу, они ещё бесплатны. И здесь, конечно же, необходимо
понимать: учитывая откровенно невысокий уровень доходов населения в нашей
стране и цены на некоторый контент, искушение сделать его бесплатным останется
ещё весьма долго.
Помимо прочего нельзя забывать о качестве контента. Иногда приходиться
слышать и читать мнения, мол, не готовы за некачественное платить – и в этом я
полностью поддерживаю обывателей. Здесь тоже находятся возражения, поборники и некачественное
защищают. Однако я бы напомнил, что в сфере товаров, воплощённых в металле,
стекле, пластике и прочих конструкционных материалах, принято возвращать
некачественное продавцу, обменивая на деньги обратно, либо не покупать вовсе.
Но это отхождение от темы.
В сущности, мы имеем классическую ситуацию истмата, когда технический
прогресс даёт совершенно иные возможности для товарных отношений и меняет
базис. Бесплатный доступ к объектам искусства – это вообще из коммунизма, так,
на минуточку. Но надстройка, то есть законы и все нетоварные отношения,
заставляют нас вертеться по-капиталистически.
Здесь нужно рассмотреть ещё один аспект. Кем является писатель по
отношению к издателю, если учесть, что издатель владеет средствами
производства? Писатель – есть пролетарий. Да, исходя из академического
определения пролетария, субъекта, продающего возможность к труду и не
владеющего средствами производства, мы получим весьма интересную ситуацию.
Понятно, что некоторые возразят, мол, какой пролетарий, где я и где токарь
Вася, но данные возражения – суть результат деклассирования, самостоятельного
либо путём пропаганды. Я повторю: писатель – суть пролетарий, пусть и
специфического свойства.
Понятно, что издатель накапливает у себя всю прибавочную стоимость –
отсюда и стремление украсть текст и сделать его бесплатным. Но воруя у капиталиста
– так же воруешь и работающего на него пролетария, лишая того, во-первых,
работы – а смысл платить за то, что в итоге будет украдено, а во-вторых,
перекладывая издержки на тех, кто ещё покупает книги – ибо никогда, запомните
это, капиталист не будет компенсировать издержки за счёт собственной прибыли. В
этой связи было, конечно, интересно посмотреть на динамику цен за рубежом –
упали там цены на книги после того, как пиратов забороли? И если нет, это много
скажет о «капитализме с человеческим лицом».
Пока мы загнаны в парадигму капитализма, ему трудно что-то
противопоставить законным способом. Выводы делайте сами. Впрочем, выводы для
себя я уже сделал.