«Бременские музыканты» и «По следам бременских» музыкантов – один из популярнейших анимационных хитов прошлого. Не удивительно, что современная киноиндустрия рано или поздно обратит свой взор на них.
Я мечтал о кино с тех пор, как увидел мультфильм первый раз. Фильм там и правда напрашивался. В своё время даже Александр Абдулов пытался создать его – но тот фильм провалился, и многие на полном серьёзе считают, что его не существует вовсе.
И вот теперь Алексей Нужный снимает фильм, а Никита Михалков – продюсирует. Что же из этого получается? Поиздевались ли над советской классикой или отнеслись с уважением?
Не буду давать спойлеров. Скажу просто, что сюжет не повторяет мультфильмы, а создан на основе персонажей, в то время, как и сами мультфильмы не копируют сказку братьев Гримм, а лишь использует персонажей. Скажем так: кино и мультик отключаются друг от друга так, как отличается друг от друга «Волшебник изумрудного города» 1959 года и «Удивительный Волшебник из Страны Оз». Песни из мультфильма – используются. В современной аранжировке, но тем не менее они узнаваемы. Но вот беда, не все смогли быть использованы для сюжета картины – и от некоторых пришлось хитов пришлось отказаться. Я говорю «хитов», потому что в оригинальном произведении все песни были хитами.
А вот современные песни – увы… Они в небольшом количестве есть в фильме, и они проходные. Современная песенная поэзия, к сожалению, испытывает упадок. Она не рассказывает историю, а пытается рассказать о чувствах вне контекста – а в результате скатывается до банальных фраз и набивших оскомину выражений. Сомневаюсь, что две новые песни, имеющиеся в картине, вам запомнятся. Я, если честно, даже не понял одна ли это песня или две разных. Да и замена последнего куплета в одной из оригинальных песен на рэп-вставку тоже выглядит очень странно. Хотя исполнителей для песен подобрали, конечно, неплохих.
Визуально, фильм выглядит немного как лубок. Хотя это в традиции отечественного сказочного кино. Дворец, похожий на пряничный домик выглядит живенько. А вот животные из музыкальной группы… Когда я ещё впервые увидел трейлер – ужаснулся. Вы помните «Морозко»? Сцену, где Иван превращается в оборотня с головой медведя. Выглядит он как ожившее чучело и от этого жутко. Так вот животные в «Бременских» выглядят также – хотя я уверен, что такой задачи не ставилось. Если уж действительно нужны очеловеченные животные, то придайте им и вовсе людской облик – вспомните, например, кота Матвея в исполнении Боярского из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Из более современных решений, с компьютерной графикой – кот Баюн из «По щучьему веленью», где кот – хоть и кот, но мимика полностью людская. А ещё более удивило, что актёры с более-мене известными лицами – Ирина Горбачёва и Роман Курцын – согласились сыграть в масках. Да даже Дмитрий Дюжев не отказался.
Да и честно сказать, то, как изобразили их характеры в картине – выглядит странным. В то время как в оригинальном мультфильме антропоморфные животные имеют равный с человеком статус – во всяком случае с Трубадуром – то здесь они даже перед Трубадуром пресмыкаются, да и в целом показаны не далёкого ума персонажами. Кроме Кошки, хотя я напомню, что в оригинале – в том числе у братьев – это был кот. То есть мужчина… А постоянные шутки Пса о том, как он всё пометил просто вызывают отвращение. И если уж и вспоминать шутки про мочеиспускание, то двухминутная сцена, где два разбойника идут и обсуждают, почему один из них должен спать снизу, ибо не может дотерпеть до утра и не хочет вставать ночью… Зачем она, для какой цели…
В общем, кино оставляет весьма странное впечатление. Идёшь вроде бы за легендой, за вкусом детства – а его и нет. Но в тоже время, и не сказать, что надругались. Конечно, можно опять завести шарманку о том, что «за неимением своего опять эксплуатируют советское наследие», но как-то не хочется, потому что, повторюсь, фильм здесь напрашивался ещё в 1969 году. Но и не сказать, что фильм плох настолько, что вызывает рвотный рефлекс. Но пойти на него второй раз, или хотя бы пересмотреть дома – не хочется.
Ладно, будем довольствоваться тем, что есть. А Трубадур в красных джинсах-клёш навсегда останется в наших сердцах.